Анализ рассказа чехова человек в футляре. без пересказа , и не слишком много.

Вова12345678912 Вова12345678912    2   31.08.2019 13:30    0

Ответы
lingvini2013 lingvini2013  06.10.2020 07:52
А.П. Чехов – один из
русских писателей, кто понимал, что деньги, чин, авторитет, власть – все это
лишь внешние порабощения человеческой личности. Подлинный же
инструмент, инструмент всепроникающий, – страх.    Какой-то
маниакальный страх перед жизнью безраздельно владел душою Беликова –
центральной фигуры рассказа Чехова «Человек в футляре», опубликованного в 1898
году. Беликов – это человек в футляре, нелепое, ничтожное существо,
умудрившееся, однако же, запугать целый город: «Мы, учителя, боялись его. И
даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко
порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в
руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!»    Среди
персонажей Чехова много влиятельных лиц: генералы, губернаторы, тайные
советники, миллионеры. Но герой, который держит в руках весь город, лишь один –
«человек в футляре». Власть страха соприкасается с владычеством ничтожества.
Цель этого рассказа А.П. Чехова, как мне кажется, донести до людей сущность
страха: «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последнее десять-пятнадцать
лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать
письма, знакомиться, читать книги, боятся бедным, учить грамоте».    Раскрытию
образа Беликова композиционный прием, к которому часто в своем
творчестве прибегает Чехов, – рассказ в рассказе. Охотники, расположившиеся на
ночлег в сарае старосты Прокофия, рассказывали разные истории. Один из них, по
фамилии Буркин, поведал о жителе своего города, учителе греческого языка
Беликове. Чем был примечателен этот человек? Только тем, что «даже в очень
хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на
вате». К тому же «и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и
когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в
чехольчике». Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал
его в поднятый воротник. 
    Беликов,
по словам рассказчика, носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и
когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Что это, причуда или
образ жизни Беликова, Буркин не поясняет. Однако замечает, что у этого человека
было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать,
футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его.    Беликов
жил в постоянной тревоге, опасаясь раздражителей действительности. Беликов
хвалил выражая отвращение к настоящему, а древние языки, которые он
преподавал, были теми же зонтиком и калошами, куда он прятался от
действительной жизни. И этот странный человек на всех наводил страх. Окружающие
будто чувствовали, что и мысль свою Беликов прятал в футляр: «Для него были ясны
только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Если,
например, в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти
часов, для него это было ясно и определенно. В разрешении чего-либо Беликов
всегда сомневался и опасался «как бы чего не вышло».    К
внешнему облику и образу мыслей прибавлялась и обстановка его жилища. Спальня у
Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать,
герой укрывался с головой. Но и это не могло защитить Беликова от преследовавших
его страхов, он всегда и всего боялся.    Однажды
директорше гимназии пришла в голову поженить Беликова и сестру нового учителя
географии и истории Коваленко, который, впрочем, с первого взгляда возненавидел
Беликова. Коваленко не мог понять, как люди терпят этого фискала, «эту мерзкую
рожу». 
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература