Анализ эпизода рассказа «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина

1. Определите границы анализируемого эпизода. Иногда это определение уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.

2. Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

3. Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, вне сюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.

4. Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и что делают для их достижения. Обратите внимание, присутствует ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.

5.Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.

6.Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.

7.Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции.

8.Определите роль вс художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.

9.Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения

nastyaangel13 nastyaangel13    1   19.05.2020 13:22    50

Другие вопросы по теме Литература