Под словом “нравственность” понимают общепринятые нормы морали, охраняемые общественным мнением. Эти нормы сложились в процессе жизни и деятельности общества. Считается, что тот, чьи поступки противоречат нормам морали, поступает безнравственно и его поведение должно осуждаться обществом.
Уже невооруженным глазом видно, что наша “народная масса” уже не масса, а “слоеный пирог”, где противоречия и противоборство между слоями нарастают в геометрической прогрессии. Уже стали проблемами взаимоотношения между людьми, отношение человека к природе, отношение людей к своему наследию. Тревогу многих вызывает проблема неуставных отношений в армии.
Гласность дала возможность осветить больные проблемы в тех областях, которые раньше не подлежали обсуждению общественностью. Одной из первых ласточек явилась повесть Ю. Полякова “Сто дней до приказа”. В ней описывается служба рядового Куприяшина и связанная с ней проблема неуставных отношений. Главный герой рассказывает о ней сам. Хотя из службы Куприяшина взято всего несколько дней, его образ получился полным и впечатляюще реальным. Действие повести основано на конфликте между “стариками” и молодыми солдатами. Встает вопрос: почему у солдат, российских воинов, существуют негласные привилегии в зависимости от срока службы? Почему “старики” вправе использовать труд молодого солдата, объясняя это циничным выражением типа: “Ничего, пусть жизнь узнает. Ему положено”.
“Дед”, ефрейтор Зубов, рьяно воспитывает “сынка”, Едина. Рядовой Куприяшин, которому Един симпатичен, пытается этому помешать, но у него это получается не всегда удачно. В конце концов рядовой Един из батареи пропадает. По ходу действия Куприяшин как бы анализирует причины случившегося.
В повести много суждений, характеризующих армейскую службу. Вот как отвечает замполит Осокин службу в Афганистане, на замечание, что “дедовщина” — это просто прекрасная традиция: “Нет, это не забавная традиция, не веселая игра... Это ржавчина, разъедающая армию изнутри... Без армии нет Родины, а без дисциплины нет Армии! И ничего так не разъедает дисциплину, как неуставные отношения!”
Обидно, что некоторые офицеры пытаются поддержать порядок в казарме с дедовщины”. Это лейтенант Уваров, на котором лежит вся ответственность за воспитание воинов и порядок во вверенном ему подразделении. Главным выводом из повести могут послужить слова Едина: “Мы сами придумали это свинство и сами от него мучаемся”, а эпилогом — мысли Куприяшина: “Мы, чтоб жить спокойно, часто двигаем на трибуны трепачей, а потом жалуемся, будто ничего не меняется, но ведь ничего не делаем, ничего не делаем сами”.
Нет панацеи на все случаи жизни. Поэтому, пока солдаты будут считать это закономерным явлением, а офицеры —доброй традицией, неуставные отношения будут не только оставаться, но и прогрессировать по масштабам и жестокости. В некотором смысле проблема неуставных отношений стала характерной чертой многих коллективов, как рабочих, так и творческих. Это проблема нравственная, социальная, гражданская. Публицистика обращает внимание на острые углы современности, но именно художественное произведение представить проблему во всей глубине и полноте. Эстетические средства часто оказывают более сильное воздействие, чем рациональное суждение, вызывая потрясение, сопереживание, отклик непосредственный и живой. Потому отрадно, что такие непростые темы нашли отражение в современной художественной прозе.
Прочитанная повесть волнует до глубины души, многое понять, заставляет о многом задуматься. И очень отрадно, что эта тема стала подниматься в нашей публицистике и в современной прозе.
Под словом “нравственность” понимают общепринятые нормы морали, охраняемые общественным мнением. Эти нормы сложились в процессе жизни и деятельности общества. Считается, что тот, чьи поступки противоречат нормам морали, поступает безнравственно и его поведение должно осуждаться обществом.
Уже невооруженным глазом видно, что наша “народная масса” уже не масса, а “слоеный пирог”, где противоречия и противоборство между слоями нарастают в геометрической прогрессии. Уже стали проблемами взаимоотношения между людьми, отношение человека к природе, отношение людей к своему наследию. Тревогу многих вызывает проблема неуставных отношений в армии.
Гласность дала возможность осветить больные проблемы в тех областях, которые раньше не подлежали обсуждению общественностью. Одной из первых ласточек явилась повесть Ю. Полякова “Сто дней до приказа”. В ней описывается служба рядового Куприяшина и связанная с ней проблема неуставных отношений. Главный герой рассказывает о ней сам. Хотя из службы Куприяшина взято всего несколько дней, его образ получился полным и впечатляюще реальным. Действие повести основано на конфликте между “стариками” и молодыми солдатами. Встает вопрос: почему у солдат, российских воинов, существуют негласные привилегии в зависимости от срока службы? Почему “старики” вправе использовать труд молодого солдата, объясняя это циничным выражением типа: “Ничего, пусть жизнь узнает. Ему положено”.
“Дед”, ефрейтор Зубов, рьяно воспитывает “сынка”, Едина. Рядовой Куприяшин, которому Един симпатичен, пытается этому помешать, но у него это получается не всегда удачно. В конце концов рядовой Един из батареи пропадает. По ходу действия Куприяшин как бы анализирует причины случившегося.
В повести много суждений, характеризующих армейскую службу. Вот как отвечает замполит Осокин службу в Афганистане, на замечание, что “дедовщина” — это просто прекрасная традиция: “Нет, это не забавная традиция, не веселая игра... Это ржавчина, разъедающая армию изнутри... Без армии нет Родины, а без дисциплины нет Армии! И ничего так не разъедает дисциплину, как неуставные отношения!”
Обидно, что некоторые офицеры пытаются поддержать порядок в казарме с дедовщины”. Это лейтенант Уваров, на котором лежит вся ответственность за воспитание воинов и порядок во вверенном ему подразделении. Главным выводом из повести могут послужить слова Едина: “Мы сами придумали это свинство и сами от него мучаемся”, а эпилогом — мысли Куприяшина: “Мы, чтоб жить спокойно, часто двигаем на трибуны трепачей, а потом жалуемся, будто ничего не меняется, но ведь ничего не делаем, ничего не делаем сами”.
Нет панацеи на все случаи жизни. Поэтому, пока солдаты будут считать это закономерным явлением, а офицеры —доброй традицией, неуставные отношения будут не только оставаться, но и прогрессировать по масштабам и жестокости. В некотором смысле проблема неуставных отношений стала характерной чертой многих коллективов, как рабочих, так и творческих. Это проблема нравственная, социальная, гражданская. Публицистика обращает внимание на острые углы современности, но именно художественное произведение представить проблему во всей глубине и полноте. Эстетические средства часто оказывают более сильное воздействие, чем рациональное суждение, вызывая потрясение, сопереживание, отклик непосредственный и живой. Потому отрадно, что такие непростые темы нашли отражение в современной художественной прозе.
Прочитанная повесть волнует до глубины души, многое понять, заставляет о многом задуматься. И очень отрадно, что эта тема стала подниматься в нашей публицистике и в современной прозе.