Тема. И.С. Тургенев. «Муму». Нравственное превосходство Герасима над челядью барыни и над самой барыней. Теория литературы. Повесть. Пейзаж. Цель. Показать взаимоотношения крепостных и помещиков, всю бесчеловечность отношений к крепостным. Задачи. Оценка. 1. Учащиеся выскажут своё мнение о прочитанном. 2. Повторят о жанрах художественных текстов. 3. Прочитают о пейзаже в художественном произведении. 4. Разовьют навыки работы с текстом, составят вопросы к каждой главе рассказа. 5. Сделают вывод. 1. Составят органайзер о жанрах в художественном произведении. 2. Составят вопросы.3. Составят синквейн. Оборудование: интерактивная доска, слайды. Ход урока. 1. Побуждение. Товарищ, верь, взойдёт она, Звезда пленительного счастья. Россия вспрянет ото сна. И на обломках самовластья Напишут наши имена. А.С Пушкин. ---Сегодня на уроке мы продолжим анализ повести И.С. Тургенева «Муму». ---Вспомните, какие жанры художественной литературы вы уже знаете?
Во всех художественных текстах автором вводится пейзаж (от французского – местность) – это описание природы в литературе. Открытие пейзажа в литьературе связано со включением человека в жизнь вселенной, зависимости человека от природы. А сейчас вы расскажете по главам повесть «Муму». 2. Реализация. 1 группа. Герасим в городе. ( рассказывают дети первой группы). ---Каков внешний вид Герасима? ---Как работал Герасим в деревне и в городе? ---В каких отношениях он находился с дворней?: ---Какое сравнение приводит автор? ---Как Тургенев относится к Герасиму? 2 группа. Герасим и Татьяна. Кем был увлечён Герасим? Что задумала барыня? В чём заключалась хитрость дворни? Чем закончилась вторая глава? 3 группа. Находка. В третью главу введены новые лица: Степан, кучер Потап, лекарь Харитон, старшая компаньонка барыни Любовь Любимовна. ---Как Герасим простился с Татьяной? ---Что изменилось в жизни Герасима? ---Как жил Герасим целый год с Муму? Только Татьяна и Герасим как жертвы деспотизма барыни изображены с глубоким сочувствием. Герасим находит Муму, он отдаёт ей всю свою любовь, ухаживает за ней, как за ребёнком. 4 группа. Оскорбление барыни. ---Как начался день для барыни? ---Как повела себя Муму в покоях барыни? Почему? ---Почему Герасим был обеспокоен? 5 группа. Согласие Герасима. ---Как начался день для барыни? ---Как повела себя Муму в покоях барыни? Почему? ---Почему Герасим был обеспокоен? 1 группа. Уход Герасима в деревню. ---Как Герасим готовился к расставанию с Муму? ---почему он всё-таки утопил её? ---Как связан пейзаж с действиями Герасима и с его настроением? (Зачитайте). Вопросы ко всему тексту. ---Зачем автор сделал своего героя глухонемым? ---Что сближает Герасима с Муму и со всеми крепостными? Вывод делает учитель. Внутренний мир Герасима переродился и он становится независимым. Тонко и глубоко чувствует природу. Герасим стоит перед дворней как могучий богатырь. Он олицетворяет народ. Народ так же силён как Герасим, но как и Герасим он нем. Народ не может найти в себе силы восстать против поизвола крепостников. Герасим выше дворни и выше барыни. Со временем народ заговорит, но пока он нем. Эта повесть одно из самых антикрепостнических произведений, созданных Тургеневым. 3. Рефлексия. Составьте синквейн. Герасим Барыня Глухонемой, сильный Работае, сторожит, любит Всегда понимающий других людей Богатырь Капризная, деспотичная Приказывает, издевается, унижает Угнетающая своих крепостных людей Жестокость Ребята читают свои синквейны. Домашнее задание: нарисовать рисунок к повести; написать мини-сочинение на вопрос. Что было бы , если бы Муму осталась жива?
Если это рассказ Тургенева "Муму", то это был хороший искренний человек, он был высокий, хоть и глухонемой с рождения, все таки он был хорошим дворником. Многие его побаявались, потому что он сильный человек. Конечно он не один такой. Конечно очень жалко собачку ;( Но он не хотел чтобы ее убил кто-то другой. Он сдержал обещание и избавил от мучений самого близкого животного. В чем мучения?? А в том... что над этой собачкой постоянно все издевались не знаю ли кому то
Цель. Показать взаимоотношения крепостных и помещиков, всю бесчеловечность отношений к крепостным.
Задачи. Оценка.
1. Учащиеся выскажут своё мнение о прочитанном.
2. Повторят о жанрах художественных текстов.
3. Прочитают о пейзаже в художественном произведении.
4. Разовьют навыки работы с текстом, составят вопросы к каждой главе рассказа.
5. Сделают вывод. 1. Составят органайзер о жанрах в художественном произведении.
2. Составят вопросы.3. Составят синквейн.
Оборудование: интерактивная доска, слайды.
Ход урока.
1. Побуждение.
Товарищ, верь, взойдёт она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна.
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
А.С Пушкин.
---Сегодня на уроке мы продолжим анализ повести И.С. Тургенева «Муму».
---Вспомните, какие жанры художественной литературы вы уже знаете?
Во всех художественных текстах автором вводится пейзаж (от французского – местность) – это описание природы в литературе. Открытие пейзажа в литьературе связано со включением человека в жизнь вселенной, зависимости человека от природы. А сейчас вы расскажете по главам повесть «Муму».
2. Реализация.
1 группа. Герасим в городе. ( рассказывают дети первой группы).
---Каков внешний вид Герасима?
---Как работал Герасим в деревне и в городе?
---В каких отношениях он находился с дворней?:
---Какое сравнение приводит автор?
---Как Тургенев относится к Герасиму?
2 группа. Герасим и Татьяна.
Кем был увлечён Герасим?
Что задумала барыня?
В чём заключалась хитрость дворни?
Чем закончилась вторая глава?
3 группа. Находка.
В третью главу введены новые лица: Степан, кучер Потап, лекарь Харитон, старшая компаньонка барыни Любовь Любимовна.
---Как Герасим простился с Татьяной?
---Что изменилось в жизни Герасима?
---Как жил Герасим целый год с Муму?
Только Татьяна и Герасим как жертвы деспотизма барыни изображены с глубоким сочувствием. Герасим находит Муму, он отдаёт ей всю свою любовь, ухаживает за ней, как за ребёнком.
4 группа. Оскорбление барыни.
---Как начался день для барыни?
---Как повела себя Муму в покоях барыни? Почему?
---Почему Герасим был обеспокоен?
5 группа. Согласие Герасима.
---Как начался день для барыни?
---Как повела себя Муму в покоях барыни? Почему?
---Почему Герасим был обеспокоен?
1 группа. Уход Герасима в деревню.
---Как Герасим готовился к расставанию с Муму?
---почему он всё-таки утопил её?
---Как связан пейзаж с действиями Герасима и с его настроением? (Зачитайте).
Вопросы ко всему тексту.
---Зачем автор сделал своего героя глухонемым?
---Что сближает Герасима с Муму и со всеми крепостными?
Вывод делает учитель.
Внутренний мир Герасима переродился и он становится независимым. Тонко и глубоко чувствует природу. Герасим стоит перед дворней как могучий богатырь. Он олицетворяет народ. Народ так же силён как Герасим, но как и Герасим он нем. Народ не может найти в себе силы восстать против поизвола крепостников. Герасим выше дворни и выше барыни. Со временем народ заговорит, но пока он нем. Эта повесть одно из самых антикрепостнических произведений, созданных Тургеневым.
3. Рефлексия.
Составьте синквейн.
Герасим Барыня
Глухонемой, сильный
Работае, сторожит, любит
Всегда понимающий других людей
Богатырь Капризная, деспотичная
Приказывает, издевается, унижает
Угнетающая своих крепостных людей
Жестокость
Ребята читают свои синквейны.
Домашнее задание: нарисовать рисунок к повести; написать мини-сочинение на вопрос. Что было бы , если бы Муму осталась жива?
не знаю ли кому то