90 ! докажите, что прочитаный вами сонет ( сонет номер 19 джона донна) относится к жанру сонетов. в чём отличие между сонетами периодов барокко и возрождения? чего нового привнёс джон донн в сонетный жанр?
канон «песен и сонетов» почти полностью соответствует составу второго издания стихотворений донна (1635). из 56 стихотворений, вошедших во второе издание, x. гарднер, редактор наиболее авторитетного современного издания «песен и сонетов», исключила три, признав их атрибуцию донну спорной, и добавила одно: «образ любимой, увиденной во сне», исключенное из состава «элегий». таким образом, канон «песен и сонетов» составляют 54 стихотворения.
книга «песен и сонетов» отличается от однородной и целостной книги «элегий» исключительным разнообразием тематики, оттенков настроения, формы и стиля. при том порядке, в котором их расположили составители изданий xvii в., стихи сборника представляют собой причудливую смесь, настоящий хаос мыслей и чувств. два стихотворения могут стоять рядом, но при этом выражать столь разные, даже диаметрально противоположные понятия о любви, что начинает казаться, будто они принадлежат разным поэтам. типичный пример — открывающее сборник стихотворение «с добрым утром», манифест идеальной любви, и следующая за ним «песня» («эй, лови, летит звезда! »), циничная антифеминистская инвектива.
в настоящей статье делается попытка классифицировать стихотворения, входящие в канон «песен и сонетов», на основе идейно-тематических пластов внутри сборника, а также некоторых характерных особенностей его строфики и метрики. взаимосвязь указанных критериев классификации позволит, на мой взгляд, с достаточной долей достоверности судить также и о времени создания стихотворений. предваряя дальнейшую аргументацию, постулирую выделение следующих трех групп стихотворений: ранние (до 1598 «переходные» (1598-1604) и поздние (1604-1608).
рассмотрим вначале некоторые важнейшие особенности строфики и метрики поэзии донна в целом, что даст затем возможность сопоставить их с идейно-тематическими пластами внутри «песен и сонетов».
поэзию донна, которая на 98,9% выдержана в пятистопном ямбе, характеризует тенденция к деканонизации метра и рифмы. тенденция эта отражает общую тенденцию развития силлабо-тонического стиха на рубеже xvi-xvii вв. « пятистопного ямба, — пишет м.г. тарлинская, — напоминает волну, у которой гребни относительной свободы перемежаются с засилья жесткого канона. канон господствовал в конце xiv в., в середине xvi в., в конце xvii — начале xviii вв. ямб был наиболее свободен от канонических ограничений в течение xv и до начала xvi вв., с конца xvi до середины xvii вв. и во второй половине xix в.» на «гребне волны относительной свободы» ямба в поэзии донна находятся сатиры и стихотворные послания. по данным м.г. тарлинской, сатиры донна представляют собой «типичную переходную форму» от силлабо-тонического к силлабическому стиху. б. джонсон, по всей вероятности, имел в виду именно сатиры и послания, когда заявил, что донн «за несоблюдение метра заслуживает быть повешенным».
канон «песен и сонетов» почти полностью соответствует составу второго издания стихотворений донна (1635). из 56 стихотворений, вошедших во второе издание, x. гарднер, редактор наиболее авторитетного современного издания «песен и сонетов», исключила три, признав их атрибуцию донну спорной, и добавила одно: «образ любимой, увиденной во сне», исключенное из состава «элегий». таким образом, канон «песен и сонетов» составляют 54 стихотворения.
книга «песен и сонетов» отличается от однородной и целостной книги «элегий» исключительным разнообразием тематики, оттенков настроения, формы и стиля. при том порядке, в котором их расположили составители изданий xvii в., стихи сборника представляют собой причудливую смесь, настоящий хаос мыслей и чувств. два стихотворения могут стоять рядом, но при этом выражать столь разные, даже диаметрально противоположные понятия о любви, что начинает казаться, будто они принадлежат разным поэтам. типичный пример — открывающее сборник стихотворение «с добрым утром», манифест идеальной любви, и следующая за ним «песня» («эй, лови, летит звезда! »), циничная антифеминистская инвектива.
в настоящей статье делается попытка классифицировать стихотворения, входящие в канон «песен и сонетов», на основе идейно-тематических пластов внутри сборника, а также некоторых характерных особенностей его строфики и метрики. взаимосвязь указанных критериев классификации позволит, на мой взгляд, с достаточной долей достоверности судить также и о времени создания стихотворений. предваряя дальнейшую аргументацию, постулирую выделение следующих трех групп стихотворений: ранние (до 1598 «переходные» (1598-1604) и поздние (1604-1608).
рассмотрим вначале некоторые важнейшие особенности строфики и метрики поэзии донна в целом, что даст затем возможность сопоставить их с идейно-тематическими пластами внутри «песен и сонетов».
поэзию донна, которая на 98,9% выдержана в пятистопном ямбе, характеризует тенденция к деканонизации метра и рифмы. тенденция эта отражает общую тенденцию развития силлабо-тонического стиха на рубеже xvi-xvii вв. « пятистопного ямба, — пишет м.г. тарлинская, — напоминает волну, у которой гребни относительной свободы перемежаются с засилья жесткого канона. канон господствовал в конце xiv в., в середине xvi в., в конце xvii — начале xviii вв. ямб был наиболее свободен от канонических ограничений в течение xv и до начала xvi вв., с конца xvi до середины xvii вв. и во второй половине xix в.» на «гребне волны относительной свободы» ямба в поэзии донна находятся сатиры и стихотворные послания. по данным м.г. тарлинской, сатиры донна представляют собой «типичную переходную форму» от силлабо-тонического к силлабическому стиху. б. джонсон, по всей вероятности, имел в виду именно сатиры и послания, когда заявил, что донн «за несоблюдение метра заслуживает быть повешенным».