80 . основные положения, которые нужно законспектировать, то есть выделить основную мысль каждого пункта и записать в тетрадь. используйте приемы сжатия текста (компрессии). 1. гоголь получил строго религиозное воспитание. уже в детстве он проникся очарованием фольклора и . обучаясь в полтаве и нежине, он мечтает о государственной службе, борьбе за справедливость. однако в петербурге его ждёт крушение иллюзий. средств для жизни не хватает, романтическая поэма «ганц кюхельгартен» встречена насмешками критики, в актёрском поприще отказано, служба в департаменте уделов принесла разочарование. но публикация в 1830 году повести «басаврюк, или вечер накануне ивана купала» вводит его в пушкинский круг писателей. 2. ранний гоголь — писатель-романтик с сильным религиозным уклоном. он убеждён, что поприще писателя обязывает его вести борьбу с современной жизнью, которая обезличивает души. оружие в этой борьбе — смех, а сам он проповедник, пророк, несущий миру слово божье. но этому слову только тогда поверят, когда писатель пропустит через своё сердце страдания человеческие. такое высокое представление о миссии писателя гоголь сохранил на всю жизнь. 3. главным орудием в усовершенствовании жизни гоголь считал смех. но смешное в его произведениях претерпевает эволюцию. от веселья и юмора «вечеров…» он поднимается до иронии в повестях «миргорода». в «ревизоре» в полный голос звучит сатира, в немой сцене смех и страх сливаются в гротеске. в «шинели» смех проступает «сквозь невидимые миру слёзы», ирония по отношению к башмачкину переплетается с авторским сочувствием ему. смех гоголя связан с его морально-религиозными размышлениями, которые занимают в его творчестве всё большее место. 4. идея принадлежит пушкину, который был свидетелем мошенническихсделок с «мертвыми душами» во время кишиневской ссылки. н. в. гоголь: «он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение < …> отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы…» («авторская исповедь»). гоголь начал работу над «мертвыми душами» в 1835 г. «сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон < …> мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю русь» (н. в. гоголь). первые главы романа гоголь прочитал пушкину, на которого они произвели тягостное впечатление. в 1842 году появился первый том «мёртвых душ» — первая часть трёхтомного замысла, навеянная трёхчастной композицией «божественной комедии» данте. гоголь хотел показать миру путь нравственного очищения человека, который проходит испытания страданием и становится идеальным (1-й том — ад, 2-й том — чистилище, 3-й том — рай). 5. создание «мёртвых душ» н. в. гоголь осознавал как главное дело своей жизни, которое он обязан выполнить, так как это предначертание божье. с ранних лет в переписке писателя мелькают замечания о его предназначении: «я сделаю даже что-то для общего добра» — чтение лекций по всеобщей в петербургском университете. — «назначение человека — служить, и вся жизнь есть служба…< …> … но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу служить также службу государственную, я бросил всё: и прежние должности, и петербург, и общество близких мне людей, и самую россию, затем чтобы вдали и в уединенье от всех обсудить, как это сделать, как произвести таким образом своё творение, чтобы показало оно, что я был также гражданин земли своей и хотел служить ей» — рождение замысла «мёртвых душ».