6. Отметьте, что является особенностью рассказа:
A) лирический жанр
B) небольшой объём
C) неограниченное число действующих лиц
D) несколько сюжетных линий
7. В рассказе В.В. Набокова «Рождество» между образами, символизирующими смерть, и образами, символизирующими жизнь, находится
A) бабочка
B) Слепцов
C) слуга Иван
D) сын Слепцова
8. Эти фразы характеризуют
«Ходил по болоту до Боровичей...»
«читал скучнейшую «Фрегат Палладу»
«Ездил, как всегда, на велосипеде»
«играл в шашки с папой»
A) Ивана
B) Слепцова
C) сына
D) девушку из дневника
9. Деталь рассказа В.В. Набокова, символизирующая красоту, стремительный полёт и краткость жизни, – это
A) бабочка
B) дневник
C) коробка
D) куколка
10. Назовите деталь-вещь сына Слепцова, характеризующее его страстное увлечение при жизни.
A) рисунок
B) сандалии
C) сачок
D) свеча
11. В каком году происходят события в рассказе «Хлеб для собаки»?
A) 1917
B) 1923
C) 1933
D) 1939
12. Кем были обреченные на голодную смерть «куркули» - враги народа?
A) зажиточные крестьяне
B) белогвардейцы
C) евреи
D) дворяне
13. Как звали главного героя – рассказчика, десятилетнего мальчика в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»?
A) Володя
B) Никита
C) Сережа
D) Саша
14. Как поселковые жители называли раздутых от голода «куркулей»?
A) бегемоты
B) слоны
C) кабаны
D) боровы
15. Кто задаёт во Что же вырастет из этих детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..»
A) конюх Абрам
B) начальник станции
C) отец Володи
D) товарищ Губанов
16. Какое место в поселке старались обходить местные жители, чтобы не смотреть на мучительную смерть «куркулей»?
A) кладбище
B) привокзальный скверик
C) скотный двор
D) участок возле Дома культуры
17. Определите персонажа по его описанию: «…Всё её сухое тело было неестественно измято, скрючено, вывернуто – плечики перекошены, спина откинута, маленькая птичья голова в замусоленной суконной шляпке с тусклым пёрышком где-то позади всего тела…»
A) куркулиха
B) Отрыжка
C) слониха
D) шкелетница
18. Кого, в итоге, начал подкармливать мальчик?
A) ребенка
B) старика
C) собаку
D) калеку
19. Что решил сделать главный герой рассказа «Хлеб для собаки», чтобы облегчить свою совесть перед голодающими людьми?
A) Кормить самого несчастного из них
B) Организовать среди жителей поселка
C) Давать «куркулям» сэкономленные деньги голодающим устраиваться на работу
20. Какая тема не поднимается в рассказе «Хлеб для собаки» В. Тендрякова
A) Безграничная любовь к отцу - кормильцу семьи
B) Бесчеловечное отношение к ссыльным
C) Голод как нравственная проблема
D) Изображение определенной эпохи в жизни страны
Анализ и интерпретация текста
1. Прочитай отрывок, определи его тему
«И в то же мгновение щелкнуло что-то, как будто лопнула натянутая резина.
Слепцов открыл глаза и увидел: в коробке торчит прорванный кокон, а по стене быстро ползет вверх черное сморщенное существо величиной с мышь. Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо. И крылья - еще слабые, еще влажные – все продолжали расти, расправляться, вот развернулись до предела, положенного им Богом, – и на стене уже была громадная ночная бабочка, индийский шелкопряд. …И тогда крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».
A) Слепцов и индийский кокон
B) Слепцов и красивая бабочка
C) Красота рождения бабочки
D) Рождение нового существа
2. Какой художественный прием использует автор для описания пейзажа: «Деревья - груды серого инея - отбрасывали черную тень на сугробы, загоравшиеся там и сям металлической искрой».
A) гипербола
B) звукопись
C) оксюморон
D) цветопись
3. С какой основной мыслью произведения связан данный эпизод
A) Страдание оглушает человека
B) Рождение бабочки– это чудо
C) «Земная жизнь – унизительно бесцельная, лишенная чудес…»
D) Красота возвращает любовь к жизни
Оценка и сравнительный анализ
1. Какая тема связывает произведения В. Набокова «Рождество» и «Хлеб для собаки» В. Тендрякова?
A) тема голода как нравственная проблема
B) тема преодоления страха смерти
C) тема смысла жизни и смерти
D) тема сострадания к обездоленным людям
2. Что сближает представителей власти рассказа, отца Володи и начальника станции?
A) Желание исправить ситуацию
B) Ненависть к куркулям
C) Понимание безвыходности ситуации
D) Ненависть к власти