40
сравните эпизоды, описывающие пространство дома в романе м.а. булгакова «белая гвардия». что меняется в изображении пространства? какие эстетические функции выполняет пространственная характеристика в этом романе? как художественное пространство связано с художественным временем?
a) много лет до смерти, в доме №13 по алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила еленку маленькую, алексея старшего и совсем крошечного николку. как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади « плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. в ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. к ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.
вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке алексея михайловича, с людовиком xiv, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с наташей ростовой, капитанской дочкой, чашки, серебро, портреты, портьеры, – все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку елены плачущей, молвила:
– живите.
над двухэтажным домом № 13, постройки изумительной (на улицу квартира
турбиных была во втором этаже, а в маленький, покатый, уютный дворик – в первом), в саду, что лепился под крутейшей горой, все ветки на деревьях стали лапчаты и обвисли. гору замело, засыпало сарайчики во дворе – и стала гигантская сахарная голова. дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже (на улицу – первый, во двор под верандой турбиных – подвальный) засветился слабенькими желтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, василий иванович лисович, а в верхнем – сильно и весело загорелись турбинские окна.
b) замечательная печь на своей ослепительной поверхности несла следующие записи и рисунки, сделанные в разное время восемнадцатого года рукою николки тушью и полные самого глубокого смысла и значения:
«если тебе скажут, что союзники спешат к нам на выручку, – не верь.
союзники – сволочи.
он сочувствует большевикам».
рисунок: рожа момуса.
подпись:
«улан леонид юрьевич».
«слухи грозные, ужасные,
наступают банды красные! »
рисунок красками: голова с отвисшими усами, в папахе с синим хвостом.
подпись:
«бей петлюру! »
руками елены и нежных и старинных турбинских друзей детства –мышлаевского, карася, шервинского – красками, тушью, чернилами, вишневым соком записано:
«елена васильевна любит нас сильно,
кому – на, а кому – не».
«леночка, я взял билет на аиду.
бельэтаж № 8, правая сторона».
«1918 года, мая 12 дня я влюбился».
«вы толстый и некрасивый».
«после таких слов я застрелюсь» (нарисован весьма похожий браунинг.)
«да россия!
да самодержавие! »
«июнь. баркаролла».
«недаром помнит вся россия
про день бородина».
печатными буквами, рукою николки:
«я таки приказываю посторонних вещей на печке не писать под угрозой расстрела всякого товарища с лишением прав. комиссар подольского райкома. , мужской и женский портной абрам пружинер, 1918 года, 30-го января».