Вцентре «тараса бульбы» — героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. никогда еще в так полно и ярко не изображались размах и раздолье народной жизни. каждый из героев повести, сколь бы он ни был индивидуален и своеобразен, чувствует себя составной частью народной жизни. в беспредельной слиянности личных интересов человека с интересами общенародными — идейный пафос этого произведения. подлинно эпического размаха достигает изображение гоголем запорожской сечи — этого гнезда, «откуда вылетают все те гордые и крепкие как львы! . откуда разливаются воля и казачество на всю украину». созданный художником поэтический образ сечи неотделим от ярких могучих характеров, ее населяющих. с сочувствием и симпатией рисует гоголь картину общественного устройства сечи с характерной для нее атмосферой демократии и своеволия, суровой дисциплины и анархии, с ее «немногосложною » и системой, в которой «юношество воспитывалось и образовывалось. опытом». весь бытовой и нравственный уклад сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. отношения между кошевым и казаками основаны на принципах гуманности и справедливости. власть кошевого отнюдь не влечет за собой необходимости слепого повиновения ему. он не столько хозяин общества, сколько его слуга. он руководит казаками на войне, но обязан выполнять все их требования в мирное время. любой из запорожцев мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен. узнав от гонца о набеге врагов на сечь, казаки собрались на совет: «все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою». запорожская сечь в изображении гоголя — это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем