украинские обряды и символы. свою первую книгу н. в. гоголь написал, когда находился на службе в петербурге. это были «вечера на хуторе близ диканьки. повести, изданные пасечником рудым паньком». в этом цикле писатель умело воссоздал особенности украинских обрядов. в некоторых повестях действие разворачивается в канун календарных праздников. в преддверии рождества христова происходят события в повести «ночь перед рождеством». они тесно связаны с этим зимним праздником и отражают его обычаи и обряды.
в повести девчата и парубки, а с ними и красавица оксана, собираются в ватаги, чтобы идти колядовать. автор делает сноску к слову «колядовать» и подробно объясняет российскому читателю его значение. оказывается, корни этого обряда уходят в далекое прошлое, когда на руси еще не было принято христианство. языческий бог коляда почитался тогда богом плодородия. его символом был сноп пшеницы или другого злака. все праздничные дни он стоял в красном углу хаты. коляде пели хвалебные песни, чтобы он послал хороший урожай. поэтому в колядках всегда желают богатства и здоровья хозяевам. за добрые пожелания хозяева на колядующих. так в повести «парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу».
после принятия христианства в колядках стали славить рождение христа. знаком этого события была звезда. ее всегда носили колядующие. поэтому выходили колядовать после ее появления. именно с вечера и начинается действие повести: «последний день перед рождеством прошел… глянули звезды». первые звезды почитались и в языческие времена. они считались богинями утренней и вечерней зари. в них человек видел воплощение живых природных сил.
в повести мы также видим, что в праздничный вечер «все дворяне оставались дома и, как честные христиане, ели кутью посреди своих ». вечерю в этот день называли «голодной кутьей». все блюда должны быть постные, потому что длится пост перед появлением в мире христа. блюд должно быть двенадцать. столько и месяцев в году. это связано с желанием людей задобрить природу на будущий урожай. именно на такую вечерю дьяк осип никифорович пригласил в гости чуба, его кума, голову, приезжего баса и дегтяря микиту. утром уже можно было есть «скоромную» пищу. так в церкви, во время заутрени, «голова облизывался, воображая как он разговеется колбасою».такой персонаж повести как знахарь пацюк — не коренной житель диканьки. он не почитает здешних обрядов. как говорит вакула, «он приходится сродни черту». когда кузнец приходит к нему в хату, то видит, как пацюк ест вареники со сметаной. вакула быстро выбегает из его хаты, чтобы самому «не набраться греха».
таким образом, в повести н. в. гоголя «ночь перед рождеством» мы видим отражение украинских обычаев и обрядов, связанных с этим праздником. с одной стороны, они были направлены на восхваление природных сил и заговаривание их на обильный урожай. с другой — они прославляют появление в мире христа.
ответ:
украинские обряды и символы. свою первую книгу н. в. гоголь написал, когда находился на службе в петербурге. это были «вечера на хуторе близ диканьки. повести, изданные пасечником рудым паньком». в этом цикле писатель умело воссоздал особенности украинских обрядов. в некоторых повестях действие разворачивается в канун календарных праздников. в преддверии рождества христова происходят события в повести «ночь перед рождеством». они тесно связаны с этим зимним праздником и отражают его обычаи и обряды.
в повести девчата и парубки, а с ними и красавица оксана, собираются в ватаги, чтобы идти колядовать. автор делает сноску к слову «колядовать» и подробно объясняет российскому читателю его значение. оказывается, корни этого обряда уходят в далекое прошлое, когда на руси еще не было принято христианство. языческий бог коляда почитался тогда богом плодородия. его символом был сноп пшеницы или другого злака. все праздничные дни он стоял в красном углу хаты. коляде пели хвалебные песни, чтобы он послал хороший урожай. поэтому в колядках всегда желают богатства и здоровья хозяевам. за добрые пожелания хозяева на колядующих. так в повести «парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу».
после принятия христианства в колядках стали славить рождение христа. знаком этого события была звезда. ее всегда носили колядующие. поэтому выходили колядовать после ее появления. именно с вечера и начинается действие повести: «последний день перед рождеством прошел… глянули звезды». первые звезды почитались и в языческие времена. они считались богинями утренней и вечерней зари. в них человек видел воплощение живых природных сил.
в повести мы также видим, что в праздничный вечер «все дворяне оставались дома и, как честные христиане, ели кутью посреди своих ». вечерю в этот день называли «голодной кутьей». все блюда должны быть постные, потому что длится пост перед появлением в мире христа. блюд должно быть двенадцать. столько и месяцев в году. это связано с желанием людей задобрить природу на будущий урожай. именно на такую вечерю дьяк осип никифорович пригласил в гости чуба, его кума, голову, приезжего баса и дегтяря микиту. утром уже можно было есть «скоромную» пищу. так в церкви, во время заутрени, «голова облизывался, воображая как он разговеется колбасою».такой персонаж повести как знахарь пацюк — не коренной житель диканьки. он не почитает здешних обрядов. как говорит вакула, «он приходится сродни черту». когда кузнец приходит к нему в хату, то видит, как пацюк ест вареники со сметаной. вакула быстро выбегает из его хаты, чтобы самому «не набраться греха».
таким образом, в повести н. в. гоголя «ночь перед рождеством» мы видим отражение украинских обычаев и обрядов, связанных с этим праздником. с одной стороны, они были направлены на восхваление природных сил и заговаривание их на обильный урожай. с другой — они прославляют появление в мире христа.
дофига умно