2. Сатира на помещиков – крепостников (Простаковы - Скотинины): а) грубость и необузданность натур;
- говорящие» фамилии
- преувеличение отрицательных черт
- низменность желаний героев
б) руководство к действию – эгоистический расчёт и личная выгода;
- мир Простаковых и Скотининых хочет подавить, подчинить себе жизнь, присвоить себе право распоряжаться не только крепостными, но и вольными людьми
- они пытаются решить судьбу Софьи и Милона,
- грубо, примитивно, прибегая к насилию, но так уж они умеют
в) позиция – закоренелые крепостники;
- писатель показывает её уверенность в том , что крепостной человек обязан уметь все,

должен исполнять все её прихоти/.
"Экое скотское рассуждение..."
- Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.
- порядки в доме Простаковой страшны: "С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю : то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.
- Скотинин : "Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата".
- телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением.
- положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам , получая за это "по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день".
- униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.
- Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами - помещиками.
г) умственная неразвитость.
- госпожа Простакова на уроке Митрофанушки! : “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит... Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись, все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не прибавлю, да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье; а все вижу пустота. Денег нет, что считать. Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько...” 
- Простакова бранится, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка
3. Гневный протест против воспитания (образ Митрофанушки):
а) отвращение к труду, учению;
- «Не хочу учиться, хочу жениться», а потом жить так, как живут его родственники/.
- да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!
- а воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.
б) неразвитость ума;
в) отсутствие любви ко всем, кроме себя.
-    в финале комедии нам не только смешно, но и страшно.
- смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой
- безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препятствий.
- она становится игрушкой собственных страстей.
- а бездумная материнская любовь оборачивается против ее самой.
- Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни.
- мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна.
- он будет искать новых влиятельных покровителей.
- его фраза: “Да отвяжись, матушка, как навязалась...”
стала крылатой.
- от этого ее зловещий смысл не изменился,
а скорее усилился. 
4. Губительное воздействие крепостного права на:
- в комедии есть глубокий смысл
- она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикрывающуюся великодушием, невежество, претендующее на образованность.
- по мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловесных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тиранов и неучей.
- жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием.
- поэтому первое побуждение Скотинина, а потом и Простаковой — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных.
- но ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица прибегает к привычному действию — насилию. 
а) слуг в доме Простаковых;
б) взаимоотношения в семье.
III Злободневность комедии «Недоросль» в наши дни.
-     сокрушительный, гневно-сатирический
смех Фонвизина направлен на
самые отвратительные стороны
самодержавно-крепостного уклада
- Гоголь отмечал, что “Недоросль”,
в котором традиционная любовная
интрига отодвинута далеко на задний
план, положил начало оригинальному русскому
жанру “истинно общественной комедии”.
В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии.
- пьеса "Недоросль" не произведение далеких времен, а современно звучащее произведение, которое вести непримиримый бой с еще встречающимися скотининами, митрофанами, с их страшно живучими чертами.​

trushinaveronic trushinaveronic    3   23.02.2021 07:29    1

Другие вопросы по теме Литература