1. в чем состоит назначение колыбельной песни? определите круг ее излюбленных образов и покажите на примерах, как связана она с природой, бытовыми и социальными отношениями народа, его и мифологией, миром народной сказки. в чем находит свое выражение лирическое начало колыбельной песни? 2. каковы функции потешек, пестушек и прибауток в жизни и воспитании дошкольников? покажите на конкретных примерах круг образов, свойственных им, их связь с народной сказкой. какое место занимает в них лирическое начало, юмор? 3. какими особенностями характеризуются небылицы - «перевертыши»? почему к. и. чуковский называл их одной из форм умственной игры и полагал, что они чрезвычайно активизируют познавательную деятельность ребенка? 4. охарактеризуйте основной круг образов сказок о животных. примеры прозвищ, которые получают в них звери, и покажите, как эти прозвища связаны с характером и повадками животных. 5. между кем происходят конфликты в сказках о животных? с какой целью вводятся комические сцены и характеристики? 6. в чем вы видите роль повторов, используемых в сказках о животных? каково в сказках место диалога и песенок? примеры. 7. каково место волшебной сказки в сказочном репертуаре? в чем состоят ее основные жанровые особенности? охарактеризуйте роль фантастики в ней и основные принципы ее построения. 8. назовите наиболее распространенные мотивы и сюжеты волшебных сказок. 9. охарактеризуйте ее «темный» и «светлый» мир. какие персонажи и по каким качествам (внутренним, внешним) в ней противопоставлены? какие приемы используются, чтобы подчеркнуть это противостояние? 10. в чем состоит своеобразие положительного героя волшебной сказки? какие сюжетно-композиционные и словесные приемы используются, чтобы показать масштабность его подвига, его силу и красоту? 11. охарактеризуйте речевые особенности волшебной сказки. какая лексика – или разговорная – преимущественно используется в ней? примеры устойчивых речевых формул, постоянных эпитетов, сращенных синонимов («путь-дорога»), тавтологий («черным- черно»). в чем состоит роль увеличительных и уменьшительных суффиксов? выпишите два-три предложения, в которых использована инверсия. какие члены предложения стоят не на своем обычном месте? чем можно объяснить такое широкое использование инверсий в сказочном повествовании?
В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.