1) «Светлана лиро-эпическое произведение 2)Жанровые признаки в «Светлана»
- Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?)
- Какие слова и фразы в начале текста нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)
3) Элементы сюжетной композиции.
4) Фрагментарность, прерывистость композиции. Примеры из текста «Светлана».
- В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил?
- Символом чего является голубь?
- А какие еще птицы встречаются в ?
- Что обозначают эти символы?
- В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ?
- До Жуковского героев дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского?
- Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность : заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровож – надеждой на радостную, полную любви жизнь?
- Почему ворон не так страшен Светлане?
- Почему защитником выбран голубь?
- Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера от избавления трагического конца- это немаловажно, потому что искренняя вера человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни. В.А. Жуковскому важно было показать твердость народного духа через образ русской девушки Светланы- она героиня русской .
- Еще один символ – свет. Что можно сказать про него?
- Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера на дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому.
- Немаловажную символику несет собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении.
- Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует.
- Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель народа, живет эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.
- И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят!
5) Роль диалога в «Светлана»
В. А. Жуковского «Светлана» является произведением романтизма. Здесь описаны чувства, возвышающие человека: «Милый друг далеко; Мне судьбина умереть в грусти одинокой».
6) Звуковые и световые образы в . Изобразительно-выразительные средства.
7) Образ автора и главная мысль «Светлана».
В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии..» Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями развитию жанра на русской почве)
2) В начале текста можно заметить множество слов и фраз, которые передают настроение Светланы. Она упоминает луну, сумрак тумана, молитвы, слезы, белую пелену, зеркало со свечою, трепетный огонь и т.д. Все эти слова и фразы создают атмосферу тайны, грусти и страха. Они отражают ее внутреннее состояние и подчеркивают ее чувствительность и робость.
3) В произведении «Светлана» присутствуют элементы сюжетной композиции, которые способствуют развитию сюжета и созданию интриги. В начале произведения представлена ситуация ожидания замужества и неизвестности. Затем появляется голубь, который становится защитником Светланы и помогает ей в борьбе против сверхъестественных сил. Встреча с голубком также вызывает в героине надежду на счастливую, полную любви жизнь. Затем происходит изменение символа – появляется ворон, который перестает быть страшным для Светланы. В конце произведения голубец сменяется петухом, и Светлана просыпается, осознавая, что ее ничего плохого не постигло.
4) Фрагментарность и прерывистость композиции проявляются в произведении «Светлана» через перемены символов и переходы от одного события к другому. Например, сначала голубь является символом защитника, а затем его сменяет ворон. Эти перемены символизируют изменение обстоятельств и вызывают тревогу у героини. Также стоит отметить, что в начале произведения героиня находится в сне, который является отрывком от реальности. Постепенно она просыпается и восстанавливает связь со своей жизнью.
5) Вопрос «Роль диалога в „Светлане“» подводит нас к пониманию коммуникационного аспекта произведения. Диалог в «Светлане» играет важную роль, так как позволяет героям выражать свои чувства и мысли, а также осуществлять взаимодействие друг с другом. В диалогах герои обсуждают свою судьбу, проблемы, которые возникают перед ними, и выражают свои эмоции. Взаимодействие героев через диалоги позволяет нам лучше понять их характеры и их внутренний мир.
6) Звуковые и световые образы играют важную роль в произведении «Светлана», они усиливают эффекты и создают особую атмосферу. Звуковые образы, такие как шорох, звон, пение птиц, передают настрой произведения и создают эмоциональные ощущения у читателя. Световые образы, такие как луна, огонь, свеча, символизируют свет и тепло, а также являются отражением душевного состояния героини.
7) Образ автора в «Светлане» связан с его восприятием мира и передачей своих идей и мыслей через описание событий и переживаний героев. Жуковский в произведении создает атмосферу загадочности и неопределенности, используя символы и образы. Главная мысль «Светланы» заключается в показе силы веры и надежды, которые помогают преодолеть трудности и найти счастье.
Согласно утверждению В.г. Белинского, Жуковский является литературным Колумбом России, открывшим ей Америку романтизма. Это утверждение можно считать верным, так как творчество Жуковского объединяет европейский романтизм с русскими фольклорными традициями и развивает жанр на русской почве. Он принес в русскую литературу новые идеи и темы, а также современные европейские литературные приемы.