1) «Смотр под Браунау»
• Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие
в ней?
• Сравните сцены «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под Браунау». Как меняет-
ся интонация, позиция автора?
• Почему сценой «Смотр под Браунау» Л. Н. Толстой вводит тему народа?
• В чём особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает
невозможность русской армии продолжать войну?
• Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это
показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?
• Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым.
Какой смысл выявляет это сопоставление?
• Почему так детально выписывает Толстой сцену, изображающую поющих
песню солдат? Проанализируйте сцену и определите, какие слова говорят об
отношении автора к этой сцене и о высоком духе русской армии.
2) «Переправа через Энс»
• Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая?
• Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и отличное.
Где здесь мир Курагиных, а где человек, готовый жертвовать собой?
• Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?
• Как ведёт себя эскадрон Василия Денисова, а как штабные офицеры — Не-
свицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?
• Сравните два эпизода — «Переправа через Энс» и «Переправа через Неман».
Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан?
3. Во В чём своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в Смоленске за-
рождается единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут себя
жители города?
• Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле? Какую мысль
проводит Толстой, рассуждая о расположении войск?
• Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного?
• Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем народом навалить-
ся хотят, одно слово — Москва! Один конец сделать хотят»?
• Центральное место Бородинской битвы — курган Раевского. Как ведут себя
защитники кургана Раевского?
• Сравните отношение к войне и поведение во время угрозы России в салонах
Шерер, Элен, Ростопчина с поведением народа.
• Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: «Пока они были
сильны, мы себя не жалели, а теперь их и можно. Тоже и они
люди»?