1. Прочитайте различные афоризмы, связанные с уместностью, и приведите примеры подобных несоответствий речи и того или иного компонента коммуникативной ситуации. Поду¬майте, как нужно избежать неуместности в каждом случае. Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и сказать в подходящее время (Гораций). |
Чаще ты взвешивай, что и кому говоришь обо всяком (Гораций).
Легко счастливому поучать несчастного (Эсхил).
Тот, кто дает упрямому совет, сам нуждается в совете (Саади).
Если один раз что не сказал, то сто раз что не промолчал (Л. Н. Толстой).
С умного хватит и намека (Теренций).
2. Прочтите начало рассказа А. П. Чехова «Злой мальчик» и оцените речь молодого человека с точки зрения ее стилевой уместности.
Иван Иванович Лапкин, молодой человек приятной наруж¬ности, и Анна Семеновна Замблицкая, молодая девушка со вздернутым носиком, спустились вниз по крутому берегу и уселись на скамеечке. Скамеечка стояла у самой воды, между густыми кустами молодого ивняка. Чудное местечко! Сели вы тут, и вы скрыты от целого мира — видят вас одни только рыбы да пауки-плауны, молнией бегающие по воде. Молодые люди были вооружены удочками, сачками, банками с червями и прочими рыболовными принадлежностями. Усев¬шись, они тотчас принялись за рыбную ловлю.
- Я рад, что мы, наконец, одни, — начал Лапкин, огляды¬ваясь. — Я должен сказать вам многое, Анна Семеновна... Очень многое... Когда я увидел вас в первый раз... У вас клю¬ет... Я понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную трудовую жизнь... Это, должно быть, большая клюет... Увидя вас, я по¬любил впервые, полюбил страстно! Подождите дергать... пусть лучше клюнет... Скажите мне, моя дорогая, заклинаю вас, могу ли я рассчитывать — не на взаимность, нет! — этого я не стою, я не смею даже помыслить об этом, — могу ли я рассчитывать на... Тащите!
3. Расскажите об одном и том же смешном (грустном) слу¬чае, произошедшим с каждым из вас: а) друг другу; б) своим Домашним; в) преподавателю. Опишите ситуации, в которых ваши рассказы будут уместны. Пронаблюдайте, что будет ме¬няться в вашем рассказе в зависимости от изменения адресата или ситуации в целом.
4. Прочтите примеры народной мудрости, которые приводит К. В. Рождественский в «Теории риторики», и определите, к каким параметрам коммуникативной ситуации относятся эти пословицы. В каких ситуациях они могут быть уместно употреблены в вашей речи? С какой целью?
Глухой слушает, как немой речь говорит.
И глупая речь бывает к месту.
Чрезмерная мудрость хуже глупости.
Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где желоб.
Его из деревни гонят, а он просится в старосты.
Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить.
Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя.
Учит рыбу плавать.