1 Какой смысл заключен в «немой сцене»? Почему она так важна? По-разному ее трактовали писатели и литературоведы, критики и просто зрители. В. Белинский подчеркнул ее ограниченность, В. Гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и закона, М. Храпченко видел в ней внешнюю развязку, а подлинной развязкой считал слова городничего: «Чему смеетесь? над собой смеетесь». В. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости». Сам Гоголь говорил, что она выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». Ю. Манн считал, что немая сцена — завершающий аккорд произведения, что в ней всеобщность переживаний героев, цельность человеческой жизни получает пластическое выражение, что Гоголь дал немую сцену как намек на торжество справедливости, а в результате ощущение тревоги, страха от этой сцены многократно возрастает. Как бы вы рассмотрели эту сцену? Подготовьте устное или письменное рассуждение на эту тему.
Проанализируйте подробно одну из сцен пьесы, характер одного нз персонажей, немую сцену, начало пьесы и т. д. — на выбор.
Немая сцена символизирует суд совести. В этом моменте кроме общественного смысла у комедии «Ревизор» появляется моральное значение. В немой сцене каждый чиновник переживает, думает, что с ним будет.
Объяснение:
В. Белинский подмечает ограниченность «немой сцены», возможно, ссылаясь на то, что в данном эпизоде не происходит никаких речевых действий, а только мимика и жесты. Это своеобразная концепция автора, прибегающего к отсутствию слов, чтобы донести определенные мысли и поставить акцент на недостаточность языка для полноценного выражения определенных ситуаций и эмоций.
В. Гиппиус интерпретирует «немую сцену» как выражение идеи власти и закона. В данном контексте немота героев может символизировать подавление, террор или угнетение, которые присущи властям и правителям, а также бесправность и безгласность народа. Таким образом, «немая сцена» может представлять постоянное повторение одних и тех же паттернов в политической жизни, раскрыть идею несправедливости и коррупции.
М. Храпченко видит в «немой сцене» внешнюю развязку, но считает, что настоящей развязкой являются слова городничего: «Чему смеетесь? над собой смеетесь». Таким образом, эта сцена может представлять тот момент, когда герои символически обнажают преступления и хитрости, совершенные ими, и осознают их неправильность. Это может быть сигналом о необходимости изменений, самокритики, осмысления своих ошибок и стремления к преобразованию собственной жизни.
В. Ермилов видит в «немой сцене» «парад высеченной подлости». Он, возможно, собирается насмехаться над героями пьесы, которые уверены в своей мудрости и праведности до последнего момента, но в конечном итоге оказываются лицемерами. Эта сцена может акцентировать внутреннюю опустошенность и самозванство героев, а также выявить природу человека, скрытую под маской нравственности и спокойствия.
Сам Гоголь утверждает, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого «все побледнело и потряслось». Здесь закон может интерпретироваться как волевой акт, который даже в момент молчания отразился на присутствующих и вызвал у них страх, тревогу или волнение. Это может быть еще одной формой протеста или открывать возможность для дальнейших перемен, повлиять на сознание героев и сформировать их новое видение мира.
Ю. Манн считает «немую сцену» завершающим аккордом произведения, в котором всеобщность переживаний героев, цельность человеческой жизни получает пластическое выражение. Он возможно видит в данной сцене возможность раскрыть финальный эмоциональный разрыв и глубину переживаний героев, а также подчеркнуть их схожесть и общность судьбы, участия в этом процессе.
Таким образом, разные интерпретации «немой сцены» в пьесе «Ревизор» говорят о ее многогранности и многослойности. Она может указывать на недостаточность языка для полного выражения эмоций и идей, на символическое представление власти, закона, подавления или изменения, а также на внутреннюю преследуемую человеком цель и духовное развитие. «Немая сцена» является неотъемлемой частью пьесы, которая вносит свою специфическую ноту, вызывает тревогу или страх, но также может послужить источником понимания глубинных смыслов произведения. Это момент размышления о нашей собственной духовности, о наших поступках и их последствиях, а также о неизбежности изменений и трансформации в нашей жизни.