1. Какова роль данного фрагмента в раскрытии характера Печорина? 2. Каким предстаёт «водяное общество» в описании Печорина?
Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?.. Однако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается всё водяное общество.
Опустясь в середину города, я пошёл бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору; то были большею частию семейства степных помещиков; об этом можно было тотчас догадаться по истёртым, старомодным сюртукам мужей и по изысканным нарядам жён и дочерей; видно, у них вся водяная молодёжь была уже на перечёте, потому что они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввёл их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись.
Жёны местных властей, так сказать хозяйки вод, были благосклоннее; у них есть лорнеты, они менее обращают внимания на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум. Эти дамы очень милы; и долго милы! Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть, секрет их неутомимой любезности. Подымаясь по узкой тропинке к Елизаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин, штатских и военных, которые, как я узнал после, составляют особенный класс людей между чающими движения воды. Они пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетённый стакан в колодец кисло-серной воды, они принимают академические позы: штатские носят светло-голубые галстуки, военные выпускают из-за воротника брыжи. Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают.
Касательно "водяного общества", Печорин описывает разные группы людей, которых он встречает на пути к Елизаветинскому источнику, где собирается "водяное общество". В первом случае, когда он встречает группы степных помещиков, он замечает, что они смотрят на него с нежным любопытством и потом с негодованием отвернулись, узнав, что он из армии. Это позволяет нам понять, что Печорин как-то отличается от этих групп и он с трудом находит общий язык с ними.
Однако, когда он встречает жён местных властей, он замечает их благосклонность и милость. Он отмечает, что эти дамы привыкли встречать на Кавказе людей с пылким сердцем и образованным умом, и они не обращают внимания на его мундир. Их неутомимая любезность, возможно, связана с тем, что каждый год у них появляются новые обожатели, что делает их более приятными и доступными.
Печорин продолжает свой путь и встречает класс людей, который состоит из штатских и военных. Он замечает, что они объединены общим стремлением сделать впечатление и производят впечатление франтов. Они принимают академические позы и выпускают брыжи из-за воротника. Они также выражают свое презрение к провинциальным домам и говорят о столичных аристократических гостинных.
Из этих описаний Печорин делает вывод, что все эти группы людей имеют свои особенности и отличаются от него. Ему сложно найти себе подобных и находить общий язык с группой, поэтому он пойдет к Елизаветинскому источнику, где собирается "водяное общество". Таким образом, мы можем представить себе "водяное общество" как группу людей, которые хотят сблизиться и найти общие интересы и развлечения.