1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. 2. Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм.
3. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя: проблематика и художественное своеобразие.
4. «Портрет» Н. В. Гоголя. Образ Чарткова.
5. Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии.
6. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов. Журналы «Современник» и «Русский вестник».
7. Критический реализм.
8. Творческая история драмы «Гроза».
9. Основная тема и конфликт в драме «Гроза». Символика названия пьесы «Гроза».
10. «Тёмное царство» в драме «Гроза» и его представители.
11. Жертвы «тёмного царства».
12. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Фольклорные мотивы и решительность характера.
13. «Гроза» в оценке Н. А. Добролюбова: «Луч света в «тёмном царстве».
14. . «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения.
15. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Типичность образа Обломова.
16. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа.
17. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа.
18. Нигилизм Базарова (по плану семинара).
19. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей».
20. Дворянство в романе «Отцы и дети» (Кирсановы Павел Петрович и Николай Петрович, Аркадий Кирсанов).
21. История создания романа «Преступление и наказание», особенности жанра.
22. Смысл теории Раскольникова.
23. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание».
24. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа.
25. Особенности композиционной структуры романа.
26. Психологизм Л. Н. Толстого («диалектика души»).
27. Духовные искания Андрея Болконского.
28. Духовные искания Пьера Безухова.
29. Две войны в романе.
30. Образ Кутузова в романе «Война и мир».
31. Образ Наполеона в романе «Война и мир».
32. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») А. П. Чехова – осуждение пошлости в человеке. Анализ рассказов.
33. Проблема деградации человеческой личности в рассказе «Ионыч», «Крыжовник».
34. Серебряный век как культурно-историческая эпоха (общая характеристика).
35. Символизм как течение модернизма. Принципы, философия «двоемирия».
36. Акмеизм и его представители. Противостояние символизму.
37. Футуризм как течение модернизма. Принципы футуризма, представители.
38. Рассказ А. М. Горького «Старуха Изергиль». Черты романтизма, типы персонажей.
39. «Трилогия вочеловечения» А. А. Блока.
40. 1 книга А. А. Блока (анализ стихотворений «Сумерки, сумерки вешние…», «Фабрика»).
41. 2 книга А. А. Блока (анализ стихотворения «Незнакомка»)
42. 3 книга А. А. Блока («Пляски смерти»).
43. Тема родины в лирике А. А. Блока (анализ стихотворения «Россия»).
44. Поэтическая новизна ранней лирики В. В. Маяковского: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.
45. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и бюрократизма («Гимн обеду», «О дряни», «Прозаседавшиеся» и др.).
46. Поэтизация русской природы и родины в лирике С. А. Есенина.
47. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.
48. Есенин и революция. Тема деревни. («Сорокоуст», «Русь советская»).
49. Становление новой культуры в 1930-е -1940-е годы. Социалистический реализм.
50. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа.
51. Система образов. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера.
52. Тема русской истории в творчестве А. Н. Толстого. Роман «Петр Первый» — художественная история России XVIII века.
53. Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон