1. Докажите, что стихотворение Г. Адамовича обладает признаками . Постарайтесь найти в тексте характерные черты
жанра (не менее трех).
2. Какой поэт XIX века считается основоположником
жанра в русской литературе? Кто из поэтов XIX и XX вв.
развивает его традиции? Приведите не менее трех имен и назовите
стихотворения, которые подтверждают влияние этого автора на
русскую поэзию.
3. Очевидно, стихотворение Г. Адамовича воспринимается как
отсылка к известнейшим стихотворениям В.А. Жуковского и
М.Ю. Лермонтова. Что это за стихотворения? Что сближает
произведения трех авторов?
4. Для поэзии Г. Адамовича характерно наличие цитат из
произведений классиков русской литературы – прежде всего М.Ю.
Лермонтова. Прочитайте еще одно стихотворение Г. Адамовича и
укажите, какое произведение М.Ю. Лермонтова легло в его
основу. Кто из известных поэтов ХХ в. использовал строчки этого
же лермонтовского стихотворения в качестве эпиграфа к своему
произведению? Как вы полагаете, что сближает все три
стихотворения? Кто из поэтов спорит с Лермонтовым, а кто
развивает мотивы отчаяния, безысходности?
За все, за все
За все, за все . За войну,
За революцию и за изгнанье.
За равнодушно-светлую страну,
Где мы теперь «влачим существованье».
Нет доли сладостней — все потерять.
Нет радостней судьбы — скитальцем стать,
И никогда ты к небу не был ближе,
Чем здесь, устав скучать,
Устав дышать,
Без сил, без денег,
Без любви, в Париже…
1928 г.
5. В стихотворении Г. Адамовича угадывается еще один
литературный план – сюжет знаменитого произведения
А.С. Пушкина. Что это за произведение? Какие образы и детали
убеждают Вас в диалоге поэта с Пушкиным?
6. Как вы полагаете, почему в стихотворении Г. Адамовича
появляется мотив забвения, утраты памяти («И то, что забыла
Россия, тогда вспоминается мне»)? Какое настроение преобладает
в стихотворении? При ответе на этот вопрос обратитесь к
биографии Г. Адамовича – поэта-эмигранта. Можете ли вы
назвать имена наиболее известных поэтов – представителей
первого поколения эмиграции?
7. В стихотворении очень мало метафор и иных средств
художественной выразительности – и, очевидно, подобный отказ
от «украшений», «поэтизмов» воспринимается как осознанный
прием. Выпишите примеры тропов из стихотворения и поясните
их роль. Для какого поэтического объединения 1910-х гг. было
характерно стремление к художественному лаконизму,
стройности, «оголенности» словесного ряда? Кто был лидером
данного объединения? Назовите основных представителей и тех,
кто примкнул к объединению позже. Приведите имена тех из них,
кто, как и Адамович, вынужден был покинуть страну.