1. читая текст произведения (« о российском матросе василии кориотском» ), составьте карту, отражающую перемещения героя в пространстве. докажите, что жизнь василия кориотского не только «хождение», но и «восхождение». как меняется пространство, которое осваивает герой, от одной части произведения к другой? найдите ошибки и неточности в изображении чужих земель автором «».
ответ: ЛИТЕРАТУРА
Текст
Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли ( в объеме хрестоматии ).
Исследования
Моисеева Г.Н. Русские повести первой трети XVIII века. М.; Л., 1965. С. 39–56.
Анисимов Е.В. Екатерина I. Меншиков // Исторический лексикон. XVIII век: Энциклопедический справочник. М., 1996. С. 272–275, 444–447.
Дополнительная литература
Кузьмина В.Д. Повести петровского времени // История русской литературы: В 10 т. М.; Л., 1941. Т. 3. С. 117–136.
Апсит Т.Н. Об особенностях структуры русских повестей с любовной тематикой (первая половина XVIII в.) // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 114–122.
Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли // Россия морей / Сост. и общ. ред. В.К. Лобачева. М., 1997. С. 199–220 (сер. "Арабески истории". Вып. 8).
Письма и бумаги Петра I (1698–1716) // Россия и Запад: Горизонты взаимопознания. Литературные источники первой четверти XVIII века. Вып. I. M., 2000. С. 20–27.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
Мнение исследователя
"Нельзя не сказать, что исходная точка содержания повести выбрана автором очень удачно; он верно рассчитал на интерес и сочувствие современных ему читателей. Посылка русских людей за границу была одним из главных которые употребляло петровское правительство для подготовления нужных ему людей; молодежь была отправлена в заграничное учение во множестве, проповедники с церковной кафедры объясняли образовательное значение путешествий, а враги реформы ожесточенно порицали эту меру, как подрывающую любовь и уважение к родным обычаям и преданиям отцов. Понятно, что для таких условий путешествие в чужие края, ставившее русских людей в непосредственные отношения с образованностью и строем жизни в Западной Европе, составляло для тогдашнего русского общества один из существеннейших интересов: что за люди живут на чужбине, как устроена их жизнь, как "наши" сживаются с ними, какие невзгоды терпят они вдали от родины, выпадает ли им хоть малая доля удачи или счастья, – все эти вопросы неминуемо должны были тревожить русские умы, и понятно, что попытка посильного ответа на них могла быть встречена с живым сочувствием…" (Л.Н. Майков. 1880).
Схема образной системы произведения