(1)Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. (2)По старинному поверью, аист в селе
– к счастью и благополучию. (3)Разорить гнездо аиста – принести несчастье дому, на
крыше которого он поселился. (4)Вот почему ни у кого рука не поднимается убить эту
величественную птицу. (5)Чтобы привлечь птиц, люди иногда им строить
гнезда: на высоких столбах или крышах домов устанавливают специальные
при – подставки или колёса от телеги, чтобы птицам было удобнее
создавать себе жилище.
(6)Люди наделяли аиста многими качествами, которые им больше всего нравятся.
(7)Тем более что эта птица имеет много черт, присущих людям, и это их как бы
сближает. (8)Аисты – красивые и гордые птицы. (9)Супружеские пары у них
постоянные в течение всей жизни. (10)Это вызывает уважение и симпатию.
(11)С аистом связано много легенд. (12)Одна из них гласит, что аисты приносят детей.
(13)Откуда же пошла эта легенда? (14)Аисты селятся только возле чистых и
аккуратных домов. (15)В далёкие времена на юге России дома в сёлах делали из
необожжённого кирпича, а крыши были соломенные. (16)Такие дома требовали
постоянного ухода. (17)Ежегодно наружные стены обмазывали глиной, а крыши
подновляли. (18)Без присмотра такие дома быстро разрушались. (19)Только молодая
и дружная семья могла достаточно долго содержать в должном порядке такой дом,
потенциальное место гнездовья аистов. (20)А там, где любовь и лад, – всегда много
детей. (21)Кроме того, существует поверье: аисты избегают домов, в которых нередки
семейные ссоры. (22)У большой работящей семьи всегда достаточно средств, чтобы
иметь много детей, хороший дом, на котором может поселиться аист. (23)Отсюда до
легенды – всего один шаг.
(По материалам из Интернета)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
ответ:
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
ответ:
11. Какие качества аистов, по мнению автора текста, привлекают людей?
ответ:
12. Определите и запишите лексическое значение слова «пара» («пары») из
предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное
слово употреблялось бы в другом значении.
ответ:
13. Определите стилистическую окраску слова «должном» из предложения 19,
запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
ответ:
14. Объясните и запишите значение фразеологизма спрятать концы в воду.
Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно
употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
ответ:
План текста может быть следующим:
1. Введение. Аисты считаются птицами, приносящими счастье и пользующимися покровительством у людей.
2. Характеристики аистов. Аисты красивы, горды и образуют постоянные супружеские пары.
3. Легенды и верования. Существуют легенды о связи аистов с приношением детей и предпочтении домов с любовью и счастьем.
Качества аистов, которые привлекают людей согласно автору текста, включают их красоту, гордость, постоянные супружеские пары, а также легенды о связи аистов с приношением детей. Автор утверждает, что эти черты сближают людей с аистами и вызывают уважение и симпатию.
Слово "пара" в предложении 9 имеет лексическое значение "два человека, состоящих в браке или в любовных отношениях". В предложении "У него есть пара сандалий для пляжа" это слово употребляется в другом значении, означающем "одна из парных вещей".
Слово "должном" в предложении 19 имеет стилистическую окраску формальности и точности. Его синонимом может быть слово "надлежащем".
Фразеологизм "спрятать концы в воду" означает "разрушить все следы или улики, чтобы оставить противникам меньше информации". Например: "После успешной ограбления, преступник спрятал концы в воду, чтобы полиция не смогла связать его с преступлением."