Тема: Свойства воды Цели:
1) Дать понятие о растворах и взвесях, растворимых и нерастворимых веществах;
2) Показать работу воды в природе.

Оборудование: набор лабораторного оборудования (химические стаканчики, стеклянная палочка, химическая воронка, фильтр); соль, сода, глина, песок.

Ход урока
Организационный момент
1) Если в чайник или в кастрюлю налить воду до краев и начать нагревать, то через некоторое время вода начнет выливаться через край. Почему это происходит?
2) Почему любители - садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду из труб на садовом участке?
3) Почему водопроводные трубы прокладывают в земле на сравнительно большой глубине?
4) Почему лодки на зиму вытаскивают на берег и переворачивают вверх дном?
5) Вода попадает в мельчайшие трещины скал, отчего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связано?

Изучение новой темы
«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть».
Антуан де Сент-Экзюпери

Практическая работа
Правила техники безопасности при проведении практической работы.
1. Нельзя пробовать незнакомое вещество на вкус.

Опыт 1. Вода - растворитель. Насыпьте в стакан с водой чистой соли и размешайте ее ложечкой. Наблюдайте, что происходит с кристаллами соли. Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезают. Но исчезла ли соль? Нет. Она растворилась в воде. Вы получили раствор соли.
Пропустите раствор сквозь фильтр. На фильтре ничто не оседает. Раствор соли свободно сквозь фильтр.

Опыт 2. Проделайте с питьевой содой опыт, какой вы ставили с солью. Растворяется ли в воде сода?
Опыт 3. Проделайте такой же опыт с речным песком. Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь. Пропустите воду сквозь фильтр. Вода через него, а песок остался на фильтре. Из этого опыта можно сделать вывод, что песок не растворяется в воде.
Опыт 4. Попробуйте растворить глину. Частицы ее будут плавать в воде, которая от них мутной. Если дать воде постоять, частицы глины осядут на дно. При взбалтывании воды они поднимутся, а потом снова опустятся.
Пропустите мутную воду через бумажный фильтр. Вода станет чистой и прозрачной, а частицы глины останутся на фильтре. Глина, как и песок, не растворяется в воде.
Вывод: если частицы вещества в воде становятся невидимыми и вместе с водой проходят через фильтр, то это вещество растворимо в воде. Если частицы плавают в воде или оседают на дно, а также задерживаются фильтром, то это вещество нерастворимо в воде.
Вывод: «Раствором называют всякую жидкость, содержащую посторонние вещества, которые равномерно в ней распределены». Запишем это понятие в тетрадь.

1. Видим ли мы теперь сахар? Мел? Песок?
2. Что произошло?
3. Попробуйте на вкус. Какой вкус стал у воды?
4. Все ли вещества растворились?
5. Что произошло с веществами, которые растворились?

Опыт 5. Нагревание и охлаждение воды.
Что происходит?
- при нагревании - расширяется
- при охлаждении - сжимается

Речная вода.
1. Можно ли её пить?
2. Что же делать? Как сделать так, чтобы воду можно было пить?
3. Воду надо очистить. Для этого существуют специальные фильтры.
Фильтр - устройство для очищения жидкости.
Вывод: вода фильтруется - очищается с фильтра от нерастворимых частиц.
- Кто может объяснить, почему воду от некоторых веществ можно очистить с фильтра?
- Следует помнить, что микробы тоже намного меньше расстояний между частицами фильтра, поэтому отфильтрованная вода не может считаться полностью очищенной и безопасной для питья.

2. Работа воды в природе. Рассказ учителя. Заполнение таблицы «Работа воды в природе».
Созидательная работа воды Разрушительная работа воды

Закрепление изученного материала
1. Где можно встретить воду в природе?
2. Какие свойства имеет вода?
3. Для чего нужна вода?
4. Что такой туман?
5. Почему туман образуется по ночам или рано утром?
6. Что происходит с водой при охлаждении?
7. Что такой раствор?
8. Какой вред может принести вода на поверхности земли?
9. Что такое взвесь?
10. Что загрязняет воду?
11. Как беречь воду?

Итог. Вывод
1. Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё?
2. Почему сахар растворяется в чае?
3. Почему на закипающем чайнике прыгает крышка?
4. Если вода имеет вкус, о чём это говорит?
Знаете ли вы? В организме взрослого человека массой 70 кг воды 50 кг; сердце - 80%; кровь - 83%. Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2 л воды. За семьдесят лет жизни человек выпивает 50 т воды.

Домашнее задание
1. Повторить свойства воды.
2. Подготовить сообщения о загрязнении воды, используя газеты, журналы, радио - и телепередачи.

Keyanplay1 Keyanplay1    3   07.11.2020 16:01    0

Ответы
Bulmeshka Bulmeshka  07.11.2020 16:10

Главная

Положение о фестивале и конкурсах

Поиск по сайту

Статья недели

Разделы

Конкурс «Презентация к уроку»

Конкурс «Путь к Великой Победе»

Конкурс «Волонтерское движение в школе»

Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Конкурс «История регионов России»

Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Конкурс «Цифровой класс»

Конкурс «Электронный учебник на уроке»

Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»

Астрономия

Биология

Начальная школа

География

Иностранные языки

Информатика

История и обществознание

Краеведение

Литература

Математика

Музыка

МХК и ИЗО

ОБЖ

ОРКСЭ

Русский язык

Руководство учебным проектом

Спорт в школе и здоровье детей

Технология

Физика

Химия

Экология

Экономика

Администрирование школы

Видеоурок

Внеклассная работа

Дополнительное образование

Инклюзивное образование

Классное руководство

Коррекционная педагогика

Логопедия

Мастер-класс

Общепедагогические технологии

Организация школьной библиотеки

Патриотическое воспитание

Профессия — педагог

Работа с дошкольниками

Работа с родителями

Социальная педагогика

Урок с использованием электронного учебника

Школьная психологическая служба

Обратная свзяь

Урок окружающего мира по теме "Вода. Свойства воды"

Митюкова Светлана Александровна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.

Оборудование:

Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) - у учителя и каждого ученика;

Компьютерная презентация;

Листы опорных сигналов;

Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; песок, глина;

Карточки.

Ход урока

Организация начала, цель урока.

Сегодня у нас в гостях капелька.

Она затерялась и просит отыскать своих родных.

Прежде чем отправиться на поиски мы должны убедить капельку в том, что мы многое уже знаем и умеем.

Наш девиз:

Все я знаю,

Все могу я,

Все успею сделать!

Проверка домашнего задания.

Работа в группах.

1 группа

Что такое воздух? Расскажите о составе воздуха и о его свойствах, используя листы опорных сигналов. (Приложение 1)

2 группа

Воздух плохо проводит тепло. Какое значение имеет это свойство для жизни животных, растений?

(Зимой растения не замерзают под снегом. Температура под снегом выше, чем температура воздуха. Между перьями птицы находится воздух, тепло тела птицы сохраняется).

3 группа

Объясните, почему при нагревании воздух расширяется?

(Воздух, как и любое тело, состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется).

4 группа

Почему легче дышать в местах, где растет много растений?

Растения - зеленые легкие планеты. Они выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Растения задерживают своими листьями пыль и сажу).

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Химия