Лабораторно-практическая работа № 17-18 «Спирты и карбоновые кислоты»
Қостанай,
2020 ж.
Цель работы: изучить свойства спиртов и карбоновых кислот.
Реактивы и оборудование: штатив для пробирок, пробирки, стакан, медная
проволока, спиртовка, фильтровальная бумага, спички, этиловый спирт,
глицерин, 10-% р-р гидроксида натрия, 2-% р-р сульфата меди, уксусная
кислота, лакмус, стружки магния, сода пищевая, вода, растительное масло.
Ход работы:
Опыт 1. Исследование свойств этилового спирта.
Приобретите в аптеке 50 мл 90% этилового спирта.
I. Откройте бутылёк со спиртом, понюхайте его. Что ощущаете?
II. В чистую пробирку (рюмку) прилейте несколько мл этилового спирта
и добавьте 1 мл воды, взболтайте. Что можно сказать о растворимости
этилового спирта в воде?
III. В чистую пробирку (рюмку) налейте 2 мл этилового спирта и добавьте
1 мл подсолнечного масла, такое же количество подсолнечного масла
налейте в пробирку этиловый спирт + вода. Перемешайте содержимое
обеих пробирок. Что можно сказать о свойствах этилового спирта как
растворителя?
IV. На фильтровальную (бумажное полотенце) бумагу капните одну каплю
воды и чуть поодаль одну каплю этилового спирта. Какая капля
быстрее испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе
этого опыта.
V. Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную
проволоку до появления черного налета оксида меди (II) и внесите её в
оставшуюся часть этилового спирта, которую нужно вылить
предварительно в химический стакан. Что наблюдаете? Запишите
уравнение химической реакции.
Опыт 2. Качественная реакция на многоатомные спирты.
В стакан налейте 2 мл р-ра гидроксида натрия, добавьте немного
сульфата меди до выпадения осадка. Отметьте цвет осадка гидроксида меди
(II).
Прилейте к осадку гидроксида меди (II) раствор глицерина, отметьте
изменение цвета. Запишите уравнения реакции взаимодействия глицерина с
гидроксидом меди (II), назовите продукты реакции.
Опыт 3. Исследование свойств карбоновых кислот.
I. В пробирку добавьте несколько мл раствора уксусной кислоты. Затем
добавьте несколько капель лакмуса. Отметьте цвет, полученного
раствора. Почему лакмус изменил цвет?
II. Взимодействие с гидроксидом натрия. В пробирку с уксусной кислотой
и лакмусом по капле добавляйте раствор NaOH до изменения окраски
индикатора. Запишите уравнение химической реакции, взаимодействия
уксусной кислоты с гидроксидом натрия.
III. Взаимодействие с оксидом меди (II). Добавьте в пробирку с раствором
уксусной кислотой небольшое количество оксида меди (II). Затем
содержимое пробирки нагрейте на пламени спиртовки. Запишите
уравнение химической реакции, взаимодействия уксусной кислоты с
оксидом меди (II). Отметьте цвет раствора
IV. Взаимодействие с металлами. В пробирку с раствором уксусной
кислоты поместите несколько стружек магния. Запишите уравнение
химической реакции, взаимодействия уксусной кислоты с магнием.
Какой газ образуется?
V. Взаимодействие гидрокарбонатом натрия (пищевая сода). В пробирку с
уксусной кислотой добавьте немного гидрокарбоната натрия
(NaHCO3). Запишите уравнение химической реакции, взаимодействия
уксусной кислоты с гидрокарбоната натрия. Какой газ образуется?
Нужно рассписать