*3. Өзенде моторлы қайықпен жүзіп келе жатқан адам көпірдің астына келгенде үрлемелі камераны түсіріп алады. Бір сағаттан кейін камерасының түсіп қалғанын
білген ол кері қайтып, көпірден 6 км қашықтықта камераны қуып жетеді. Қайықтың
суға қарағанда жылдамдығын тұрақты деп алып, өзен ағысының жылдамдығын
анықтаңдар.
1. Камера теряет свою скорость после того, как она достигает дна реки.
2. Камера оставалась на дне один час.
3. Камера покрывает расстояние в 6 км за один час.
Шаг 1: Расстояние и время на подъем
Мы знаем, что камера поднимается сразу после того, как человек обнаруживает, что камера окрашена. Он принимает решение вернуться и встретить камеру. Таким образом, время, за которое камера перемещается на дно и время, за которое она возвращается обратно, должны быть одинаковыми.
Пусть время, за которое камера опускается на дно, равно t часам.
Тогда время, за которое камера поднимается обратно, также равно t часам.
Шаг 2: Расстояние на дне
Мы знаем, что камера стремится покрыть расстояние 6 км на дне, прежде чем она поплывет вверх.
Шаг 3: Общее расстояние
Теперь мы можем определить общее расстояние, которое должна пройти камера.
Расстояние на дне = Скорость на дне * Время на дне
Общее расстояние = Расстояние на дне + Расстояние на подъем
Шаг 4: Определение скорости и времени
Мы знаем, что камера обратно на дно попадает через 1 час после того, как она была окрашена. Это также равно времени, за которое камера поднимается обратно. Если мы знаем время, то можем определить скорость камеры.
Так как общее расстояние равно 6 км:
Общее расстояние = 6 км
Мы рассчитываем скорость, используя формулу:
Скорость = Расстояние / Время
Шаг 5: Определение скорости на дне
Пусть скорость на дне будет V км/ч.
Тогда общее расстояние, которое камера покрывает на дне, равно:
Расстояние на дне = V * t
Шаг 6: Определение времени на подъем
Так как общее расстояние равно 6 км:
Общее расстояние = Расстояние на дне + Расстояние на подъем
6 км = V * t + V * t
6 км = 2Vt
Шаг 7: Решение уравнения
У нас есть уравнение 6 км = 2Vt, и у нас есть 2 неизвестных переменных (V и t). Нам нужно еще одно уравнение для решения системы уравнений и определения значений переменных.
У нас есть еще одна важная информация: время, через которое он узнал о том, что камера окрашена, и время на подъем обратно были одинаковыми. Пусть это время будет X часов.
Нам нужно найти значение переменной t. Мы можем использовать следующее уравнение:
t = X * 2
Шаг 8: Решение системы уравнений
Теперь у нас есть два уравнения:
6 км = 2Vt
t = X * 2
Мы можем подставить значение t из второго уравнения в первое уравнение:
6 км = 2V(X * 2)
Упрощаем уравнение:
6 км = 4VX
Разделим обе части уравнения на 4X:
1.5 км = VX
Теперь мы можем определить значение скорости (V) и времени (t).
Шаг 9: Определение скорости и времени
Мы знаем, что общее расстояние равно 6 км:
Общее расстояние = 6 км
Мы можем использовать уравнение скорости:
Скорость = Расстояние / Время
V = 1.5 км / t
Используя это значение скорости, мы можем определить время:
Время = Общее расстояние / Скорость
t = 6 км / (1.5 км / t)
Шаг 10: Получение окончательного ответа
Теперь, когда мы знаем значение скорости (V) и время (t), мы можем определить ответ на вопрос.
Школьник должен обратить внимание на то, что разные части камеры, скорее всего, имели разный срок службы под водой. Если части с меньшим сроком службы были на подводной стороне корпуса камеры, и если они составляли половину их числа, то они скорее всего будут деградированы, а значит, такие же части вдоль линии соприкосновения с камнями, а также на самом дне, будут переросли мхом или испещрены раковинами. Но было бы забавно попытаться выявить различия и сравнить личинки, обитавшие на подводной и надводной сторонах моторного органа. Сделав это, можно с уверенностью сказать школьнику, что воздействие воды на моторный орган неравномерно, что такое сочетание обстоятельств маловероятно и что решение, в основном, зависит от метода изготовления камеры и ее конструкции.