Литература 7класс Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя
В тетрадь запишите число, кл работа, тему и выделенное ниже жирным шрифтом
1. Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». А чем оно интересно? Почему оно остается актуальным до сих пор?
- Тема нашего урока «Патриотический пафос повести «Тарас Бульба»
- Все исследователи и читатели отмечают патриотическое звучание повести. А что такое патриотизм? Любовь к родине, отчизне, батьковщине… Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они, как и греческое слово патриотизм, образованы от слова отец. Сравните.
- Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова род в русском языке образовались и слова родители родня родина и др., т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всём произведении.
- Проблемный вопрос: мог ли по-другому поступить патриот Тарас Бульба по отношению к сыновьям?
2. Словарная работа.
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Предательство – поступок предателя.
Предатель – человек, который предал, изменник.
• Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему?
3. -Почему Тарас Бульба сказал об Андрии: «И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка» . «Но не Остап»- подчеркнул Гоголь. Почему?
-Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чем думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап о матери, Андрий о панночке)
-Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит?(Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье. А не судьба близких и Родины)
-Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою?( Зная, что есть подземный ход и что на выручку осажденным движется он не предупредил своих товарищей.)
-Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?
-А что можно сказать о словах Андрия : « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат - не брат, …и что я буду биться со всеми» (Андрий не просто предатель, а настоящий враг)
-Давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами «Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
-Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты:
Как огонь Бешеный порыв
Как ребенок Бессильная ярость
Как хлебный колос Подрезанный серпом
Как молодой барашек Почуявший смертельное железо
Как подлая собака Бездыханный труп
- Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему?(Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей)
- А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало)
- А было ли жалко Тарасу? Почему?(Он думал две минуты, но потом известие о беде укрепило его в своем решении, так как товарищество для него дороже)
- Обратим теперь свое внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до « Но Тараса уже…не было».
С кем сравнивает Гоголь Остапа?( Как исполин) Почему?
Исполин – великан, богатырь..
- Почему именно отца хотел видеть в последние минуты жизни Остап?( Чтобы тот поддержал словом его)
- Как вы думаете, почему Тарас присутствует во время казни? Грозило ли ему это быть захваченным врагами? (Тарас гордится своим сыном, его слово делает Остапа сильнее, а враги трепещут)
- А теперь вернемся к нашему вопросу: мог ли по-другому поступить патриот Тарас? (Нет, он должен был наказать предателя и поддержать героя. .)
- Почему гибнет сам Тарас Бульба?( Тарас продолжает борьбу. Велико его презрение к врагу. С эпизода казни Тараса писатель еще раз доказывает читателю, что любовь к родине превыше всего. Взгляд героя обращен к реке, сильному Днестру, по которому плывут казаки. Они вернутся весной и продолжат дело Тараса, борьбу за свободу родной земли).
4. Вывод: Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля.