Знания, труды, название работы, ценность: махмуд кашгари аль - фараби аль - бируни юсуф ахмед ясави

рол140 рол140    3   04.10.2019 06:10    3

Ответы
Alyona4488 Alyona4488  09.10.2020 18:59
Махмуд Кашгари: Махмуд Қашқари — выдающийся мыслитель и философ XI столетия, родившийся в Средней Азии.

Судьба ученого сложилась так, что формирование его научного мировоззрения проходило в тогдашних интеллектуальных центрах арабского мира — Бухаре и Самарканде, Багдаде и Мерве, Нишапуре.

Уже тогда арабская лингвистическая наука продвинулась далеко вперед по сравнению с научным миром Западной и Восточной Европы. Аль-Фараби — предшественник Кашгари — пользовался приемами сопоставления и исторического исследования истоков того или иного филологического явления.

Аль-Бируни: Аль-Би­ру­ни по­лу­чил ши­ро­кое ма­те­ма­ти­чес­кое и фи­ло­соф­ское об­ра­зо­ва­ние. Его учи­те­лем в Кя­те был вы­да­ю­щий­ся ма­те­ма­тик и аст­ро­ном ибн Ирак. Пос­ле взя­тия в 995 го­ду Кя­та эми­ром Гур­ганд­жа и пе­ре­но­са сто­ли­цы Хо­рез­ма в Гур­гандж аль-Би­ру­ни уехал в Рей, где ра­бо­тал у ал-Ход­жан­ди. За­тем он ра­бо­тал в Гур­га­не при дво­ре Шамс аль-Ма’али Ка­бу­са, ко­то­ро­му он око­ло 1000 го­да по­свя­тил «Хро­но­ло­гию», за­тем вер­нул­ся в Хо­резм и ра­бо­тал в Гур­ганд­же при дво­ре хо­рез­м­ша­хов Али /997 – 1009/ и Ма­му­на II. С 1017 го­да, пос­ле за­во­е­ва­ния Хо­рез­ма сул­та­ном Мах­му­дом Газ­не­ви он был вы­нуж­ден пе­ре­ехать в Газ­ну, где ра­бо­тал при дво­ре сул­та­на Мах­му­да и его пре­ем­ни­ков Ма­су­да и Мау­ду­ди. Аль-Би­ру­ни участ­во­вал в по­хо­дах Мах­му­да в Ин­дию, где про­жил не­сколь­ко лет.

В са­мом пер­вом со­чи­не­нии «Хро­но­ло­гия, или па­мят­ни­ки ми­нув­ших по­ко­ле­ний» (1000 год) аль-Би­ру­ни со­брал и опи­сал все из­вест­ные в его вре­мя сис­те­мы ка­лен­да­ря, при­ме­няв­ши­е­ся у раз­лич­ных на­ро­дов ми­ра, и со­ста­вил хро­но­ло­ги­чес­кую таб­ли­цу всех эпох, на­чи­ная от биб­лей­ских пат­ри­ар­хов.

В за­вер­шен­ном в 1030 го­ду тру­де «Ин­дия, или Кни­га, со­дер­жа­щая разъ­яс­не­ние при­над­ле­жа­щих ин­дий­цам уче­ний, при­ем­ле­мых ра­зу­мом или отвер­га­е­мых» аль-Би­ру­ни дал де­таль­ное на­уч­но-кри­ти­чес­кое опи­са­ние бы­та, куль­ту­ры и на­уки ин­дий­цев, из­ло­жил их ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ские сис­те­мы, до­ста­точ­но точ­но пе­ре­ло­жив уче­ние клас­си­чес­кой сан­кхьи, те­о­рию кос­ми­чес­кой эво­лю­ции, уче­ние о свя­зи ду­ши с «тон­ким те­лом» и др. Здесь же из­ло­же­на зна­ме­ни­тая ле­ген­да о со­зда­те­ле иг­ры в шах­ма­ты.

Юсуф Баласагуни: Информацию о жизнедеятельности автора поэмы "Кутадгу билиг" можно прежде всего почерпнуть из нескольких отрывков, разбросанных в поэме и двух предисловиях к его сочинению, из которых одно - в прозе, а другое - в стихах.

Согласно имеющимся сведениям Юсуф родился в городе Баласагун, известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с достаточной степенью достоверности. Предположительно этот город следует искать в Семиречье, в Чуйской долине, неподалеку от современного города Токмака.

Баласагун был одним из самых больших городов, крупным торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Оно представляло собой в этногенетическом плане объединение ряда тюркских племен, возвысившихся в начале Х в., и просуществовало в течение трех веков. Социально-экономической основой каганата было специфическое соединение кочевого и оседлого хозяйства.

Юсуф Баласагуни был выходцем из определенной культурной зоны и политического региона, охватывающего в свое время Отрар (Фараб), Шаш (Ташкент), Тараз, Чуйскую долину, Прииссыккулье, Фергану, Кашгари. В культурноязыковом отношении он - общий предок тюркоязычных народов, в географическом - близок к казахам и киргизам, конкретно - к тюркскому племени чигилей.

Ахмет Яссауи: Ходжа Ахмет Яссауи - основоположник тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Из­вестна только дата смерти - 1166. До наших дней сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости» - часто сокращенно употребляется под именем «Хикметы»). Отец Ахмета Ибра­гим был известным шейхом в Сайраме. Становление личности Ахмета связано с г. Ясы (одно из преж­них названий г. Туркестана с VI по XV вв.), позже он направился в Бухару, где проходил учениче­ство у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Яссауи вернулся в Ясы и продолжил традицию, заложенную Арыстанбабом. Последние годы жизни он провел в подземелье (ныне оно найдено и реставрировано).Построенный в честь Ахмета Яссауи по личному указанию и планам Тимура мав­золей (ханака), именуемый «Хазрет султан» - шедевр средневековой архитектуры Казахстана. Ахмет Яссауи занимает особое место в развитии суфийской идеи смысла жизни. Бог присутствует везде и во всем, существует вечно, утверждал А. Яссауи. По мнению А. Яссауи, абсолютно в каждом человеке есть условия, благодаря которым возможно совершенствование личности. Для достижения истинного смысла предназначения у человека есть свобода, дарованная Богом с определенной целью. 

Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи(1093­1166 гг.) - признанный глава тюркской ветви су­физма, мыслитель, поэт-мистик и религиозный проповедник. 
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме История