со времени основания нижнего новгорода (1221 г. ) чуваши оказались в непосредственном соседстве с . в 1372 г. основали на суре город курмыш. в 1523 г. на месте впадения суры в волгу возник город васильсурск.
известно, что московское правительство добилось присоединения горной стороны (т. е. чувашского края) к государству в xvi в. путем реализации заранее продуманного плана, направленного, прежде всего на создание здесь надежного во всех отношениях тыла, плацдарма для ведения военных операций против казани. поэтому в отношении чувашей и горных марийцев применяли не только военные экспедиции, но и проводили целенаправленную политику прямого подкупа их влиятельных предводителей, раздачи им щедрых обещаний,
летом 1546 г. в казани воцарился московский ставленник - касимовский хан шах-али. однако через месяц его сменил сафа-гирей - ярый сторонник османской империи. пообещав ногайским князьям передать им горную и арскую стороны казанского ханства, сафа-гирей получил и овладел казанью. возобладание в казани сильного анти- движения к тому, что 7 декабря 1546 г. в москву прибыли посланцы чувашей и горных марийцев, которые просили великого князя ивана iv о том, «чтобы государь , послал рать на казань» , и обещали свою войску. в феврале 1547 г. иван iv направил против казани несколько полков.
очередной поход на казань в 1550 г. возглавлял сам иван iv. в конце февраля царь остановился в устье свияги и велел соорудить здесь город-крепость. новый город - свияжск - был заложен 24 мая 1551 г. и построен за четыре недели. в его строительстве участвовали чуваши и марийцы.
летом в москву прибыли послы горных людей во главе с магметом бозубовым и ахкубеком tогаевым. они «с товарищами государю били челом от все горние » - от чувашей, черемисов, татар, чтобы царь «воевати их не » . это означало отделение от ханства его горной стороны. иван iv приказал взять горных людей в подданство «к своему свияжьскому городу» . горная сторона была признана самостоятельной областью, ее центром стал новорубленный город свияжск. московское правительство на три года освободило население горной стороны от уплаты ясака.
вхождение в состав россии было прогрессивным событием для чувашей, так как в ее составе они обрели возможность жить в мирных условиях: прекратились бесконечные разорительные военные действия на территории чувашии, а также опустошительные набеги ногайцев, крымцев и других кочевников.
чуваши, оказавшись «в тисках» между москвой и казанью, действительно, желали прекращения войн, не хотели ни с кем воевать, тем более с , за которыми была огромная сила. у чувашей не было другого выхода, кроме выбора наименьшего зла. потому и пошли чуваши и горномарийцы на поклон к царю, хотя татарский гнет сменялся на , который нисколько не был слабее старого. в государстве социальный и национальный гнет над чувашским народом сохранился. чувашские крестьяне были зачислены в разряд «черных людей» , как называли в россии крестьян и ремесленников, платили многочисленные подати и поборы, выполняли тяжелые повинности. царские власти не допускали чувашей, как и другие народы россии, к государственному , подавляли их самобытную культуру. под бременем многовекового национального гнета чувашский народ отставал в своем , политическом и культурном развитии.
вхождение чувашского края в состав государства в xvi в. и последствия этого события, в том числе последующее обращение чувашей в православие, оказались для них событиями эпохального значения. они определили весь ход новой социальной и этнической чувашей, избавив их, в частности, от исламизации и, как следствие, реальной перспективы исчезновения как этноса.
вхождение чувашей в состав государства
со времени основания нижнего новгорода (1221 г. ) чуваши оказались в непосредственном соседстве с . в 1372 г. основали на суре город курмыш. в 1523 г. на месте впадения суры в волгу возник город васильсурск.
известно, что московское правительство добилось присоединения горной стороны (т. е. чувашского края) к государству в xvi в. путем реализации заранее продуманного плана, направленного, прежде всего на создание здесь надежного во всех отношениях тыла, плацдарма для ведения военных операций против казани. поэтому в отношении чувашей и горных марийцев применяли не только военные экспедиции, но и проводили целенаправленную политику прямого подкупа их влиятельных предводителей, раздачи им щедрых обещаний,
летом 1546 г. в казани воцарился московский ставленник - касимовский хан шах-али. однако через месяц его сменил сафа-гирей - ярый сторонник османской империи. пообещав ногайским князьям передать им горную и арскую стороны казанского ханства, сафа-гирей получил и овладел казанью. возобладание в казани сильного анти- движения к тому, что 7 декабря 1546 г. в москву прибыли посланцы чувашей и горных марийцев, которые просили великого князя ивана iv о том, «чтобы государь , послал рать на казань» , и обещали свою войску. в феврале 1547 г. иван iv направил против казани несколько полков.
очередной поход на казань в 1550 г. возглавлял сам иван iv. в конце февраля царь остановился в устье свияги и велел соорудить здесь город-крепость. новый город - свияжск - был заложен 24 мая 1551 г. и построен за четыре недели. в его строительстве участвовали чуваши и марийцы.
летом в москву прибыли послы горных людей во главе с магметом бозубовым и ахкубеком tогаевым. они «с товарищами государю били челом от все горние » - от чувашей, черемисов, татар, чтобы царь «воевати их не » . это означало отделение от ханства его горной стороны. иван iv приказал взять горных людей в подданство «к своему свияжьскому городу» . горная сторона была признана самостоятельной областью, ее центром стал новорубленный город свияжск. московское правительство на три года освободило население горной стороны от уплаты ясака.
вхождение в состав россии было прогрессивным событием для чувашей, так как в ее составе они обрели возможность жить в мирных условиях: прекратились бесконечные разорительные военные действия на территории чувашии, а также опустошительные набеги ногайцев, крымцев и других кочевников.
чуваши, оказавшись «в тисках» между москвой и казанью, действительно, желали прекращения войн, не хотели ни с кем воевать, тем более с , за которыми была огромная сила. у чувашей не было другого выхода, кроме выбора наименьшего зла. потому и пошли чуваши и горномарийцы на поклон к царю, хотя татарский гнет сменялся на , который нисколько не был слабее старого. в государстве социальный и национальный гнет над чувашским народом сохранился. чувашские крестьяне были зачислены в разряд «черных людей» , как называли в россии крестьян и ремесленников, платили многочисленные подати и поборы, выполняли тяжелые повинности. царские власти не допускали чувашей, как и другие народы россии, к государственному , подавляли их самобытную культуру. под бременем многовекового национального гнета чувашский народ отставал в своем , политическом и культурном развитии.
вхождение чувашского края в состав государства в xvi в. и последствия этого события, в том числе последующее обращение чувашей в православие, оказались для них событиями эпохального значения. они определили весь ход новой социальной и этнической чувашей, избавив их, в частности, от исламизации и, как следствие, реальной перспективы исчезновения как этноса.