Задание 4*. Историки о средневековых еретических движениях. Р. Ю. Виппер (российский историк, опубликовавший большую часть работ в конце XIX — начале XX в.): «В Южной Франции ранее, чем в других странах Европы, началось отклонение от старого римского католичества: развилась светская рыцарская поэзия трубадуров, прославлявшая свободную любовь, появилась при дворах аквитанском и тулузском вольность нравов, насмешки над монахами; но рядом с этим возникло и сильное религиозное течение, которое приняло характер сектантства, враждебного господствующей церкви.
В южнофранцузском сектантстве выделяются два направления: на востоке, в бассейне Роны, это — вальденство, захватывающее преимущественно городские слои и крестьянство; на западе — альбигойство, более широко распространенное, нашедшее себе покровительство у сеньоров и рыцарства». (Виппер Р. Ю. История Средних веков: Курс лекций. СПб.; Минск, 2001. С. 291—292.)
Ж. Ле Гофф (французский историк XX века): «Часто говорят, что религиозная вера являлась цементом для многих социальных движений, предоставляя им в качестве цели столь необходимые идеалы. Высшей формой революционных движений были ереси. Осознанно или нет, но средневековые ереси отвечали чаяниям социальных категорий, недовольных своим положением. Это справедливо даже для дворянства Южной Франции, в первый период Альбигойских войн выступившего с активной поддержкой еретиков: большое значение имело недовольство дворян церковью...
Но чисто религиозные лозунги в конце концов устраняли социальное содержание этих движений, их революционные программы вырождались в... анархизм, не оставлявший надежд на исправление дел земных». (Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 291—292.)
Что дают суждения одного и другого историка для характеристики еретических движений? Видите ли вы разницу в их взглядах на сущность этих движений? Выскажите свое мнение о соотношении религиозных и социальных слагаемых в народных еретических движениях в средневековой Европе.