Задание 4 ( ). Археологи вели раскопки и обнаружили 339 каменных орудий, свыше 1000 костей животных, из которых 767 костей горного козла, 2 кости медведя. Какие выводы можно сделать на основе раскопок? Напишите не менее 3-х кратких выводов.
Задание 5 ( ).
Лидийский царь Крез, собираясь войной на персов, получил от лидийца Сандониса следующий совет: «Царь! Ты собираешься в поход на людей, которые носят кожаные штаны и другую одежду из кожи; едят же они не столько, сколько пожелают, а сколько у них есть пищи, так как обитают в земле суровой. Кроме того, они не пьют вина, довольствуясь лишь водой. Нет у них ни смокв и никаких полезных плодов». (Геродот)
Что можно сказать об условиях жизни персов, об их занятиях, прочитав этот текст? Сформулируйте не менее 2-х выводов.
Задание 6 ( ).
Вы знаете, что Греция не была единым государством, она состояла из маленьких государств-городов, которые часто воевали между собой. У каждого города или области был свой герой: героем Афин был Тезей; героем Фракии — певец Орфей, у аргивян — Персей. Потом, когда произошло объединение, когда греки стали осознавать себя единым народом, появился герой всей Греции.
Назовите его имя. Напишите, какие качества прославлялись в его деяниях (укажите не менее 3-х качеств).
Задание 7 ( ).
Прочитайте тексты и выполните задание:
Марк Порций Катон (234—149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии, где дается описание деятельности рабов.
«Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...»
Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».
А) В чём состояла разница между свободным человеком и рабом в древнегреческом и древнеримском обществах? Укажите не менее двух отличий. Сформулируйте развернутый вывод о том, справедливо ли было устроено древнеримское общество.
Б) Где применялся труд рабов (докажите свое мнение строчками из документа, приведите 3 примера)?