Задание №1. Прочитайте текст, составьте схему, по каким направлениям
развивалось образование в крае в XIX веке?
Казахский народ всегда чтил образованность и грамотность. На развитие
образования в Казахстане в первой половине XIX века повлияли следующие факторы:
присоединение Казахстана к России, принятие Устава 1822г. и Устава 1824г.
В XIX веке в Казахстане образование развивалось по двум направлениям:
религиозному и светскому, а обучение казахских детей проводилось в мектебах
(начальная школа) и медресе (высшая школа), которые давали мусульманское
образование. Функции учителя выполнял преимущественно мулла. Мектебы посещали
преимущественно мальчики. В медресе готовили мулл и преподавателей мектебов,
срок обучения составлял 3-4 года. Молодые наставники медресе пополняли свои знания в
религиозных учебных заведениях Бухары и Ташкента, Уфы, Оренбурга, Троицка. В
медресе практически изучались почти все предметы, закладывающие прочную основу
знаний. Главное назначение религиозных учебных заведений заключалось в воспитании у
учащихся высоких нравственных качеств. Они не ограничивались только задачами
религиозного свойства. Мектебы и медресе до административно-территориальных реформ
1867-1868 гг. функционировали без ограничений. Но с принятием реформ деятельность
религиозных школ была определена решением царского правительства от 26 марта
1870г., где указывалось об обязательном преподавании русского языка в данных
учебных заведениях. И для открытия мектебов и медресе теперь требовалось получение
специального разрешения от уездного начальника.