Задание 1. Ознакомьтесь с текстом. Определите и классифицируйте особенности развития образования и во второй половине XIX века. ( )
Архивные и опубликованные сведения не позволяют определить число мектебов и медресе в масштабе всего Казахстана. Однако имеются данные, что в 13 городских мектебах Семипалатинской области за 1887 г. обучалось 605 мальчиков – 1 ученик на 15 000 жителей мужского пола, за 1912 год в Костанайском уезде Тургайской области функционировало 9 мектебов с 494 учениками. В большинстве своем это были дети зажиточных людей.
В связи с отсутствием учебных помещений, все медресе были переполнены. Школьная политика царского правительства в отношении коренных народов Средней Азии и Казахстана была обусловлена стремлением к углублению их колониального угнетения и русификации.
Затраты государства на народное были минимальные. Всего лишь 1/3 русских детей была охвачена начальным обучением, а достоверных сведений о количестве казахских детей, обучавшихся в мектебах и медресе, не имеется. В Туркестанском генерал-губернаторстве на 22 700 душ русских жителей Ташкент тратил в 1890 году на учебную часть всего лишь 20 326 руб. или около 6% бюджета.
Первая светская школа для казахских детей с семилетним сроком обучения открылась в Оренбурге в 1850 г. Она готовила учителей для казахских школ. В 1866 г. постановлением правительства было разрешено открытие 7 русско-казахских участковых школ. При многих школах были интернаты. В целях подготовки учителей для начальных школ в 1883 г. в Орске была открыта казахская учительская школа. В 1887 г. в Иргизе, затем в Тургае и Кустанае открылись казахские женские училища. Именно с этими годами связано начало женского образования в Казахстане