А) Обозначьте на ленте времени следующие события: Вторая Пуническая война, период жизни древнекитайского философа Конфуция, поход Александра Македонского на Восток, основание Рима, битва при Фермопилах. Ленту времени изобразите самостоятельно ( ).
Б) Мог ли афинский политик Солон знать о завоевательных походах персов под предводительством Кира Великого? ответ обоснуйте ( ).
В) Объясните, почему календарь был изобретён земледельцами, а не скотоводами или ремесленниками. ответ должен содержать не менее двух предложений ( ).
Задание 2 ( ).
Как работать с историческим источником
Прочитайте фрагмент из труда Страбона «География» и выполните задание.
«И эта страна [Египет], и прилегающая к ней, и находящаяся за ней страна эфиопов получают от Нила некоторые общие свойства, ибо во время подъёма воды река поит их, делая обитаемой только ту их часть, которая покрывается [водой] во время половодья, лежащую же выше и дальше от течения оставляя с обеих сторон ненаселённой и пустынной из-за безводья. Однако Нил протекает не через всю Эфиопию, и протекает он не один, и не по прямой линии, и по земле недостаточно хорошо населённой: по Египту же он протекает один через всю страну и по прямой линии…»
Источник: Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. акад. В. В. Струве // Т. 1.: Древний Восток. М.: Учпедгиз, 1950. С. 26–30.
Подумайте, как течение Нила влияло на условия жизни и занятия египтян и эфиопов. Какие древние государства также зависели от крупных рек? Сформулируйте не менее двух выводов.
Задание 3 ( ).
Как решать кейсы
Прочитайте тексты и выполните задания
А) Юные путешественники Маша и Миша нашли машину времени и с её попали в одно древнее государство. Им сразу понравился комфортный тёплый климат. Осматривая окрестности, они увидели поля и пастбища. Им стало интересно, зачем же нужны эти насыпи по берегам крупных рек, которые, очевидно, были связаны с занятиями местных жителей. Попав в небольшой город, они удивились, насколько широкой была городская стена. Дома в городе были сделаны из глины и также отличались толстыми стенами.
Подумайте, в какое древнее государство перенеслись Маша и Миша? Чем занимались жители этого государства? ответ должен содержать не менее двух предложений.
Б) Немного погостив, Маша и Миша решили отправиться дальше. Машина времени перенесла их в другой регион, резко отличающийся от предыдущего, – Индию.
Расскажите, что Маша и Миша увидели перед собой, оказавшись в Индии. ответ должен содержать не менее двух предложений.
Задание 4 ( ).
Как работать с историческим источником
Прочитайте фрагменты из Кодекса законов царя Хаммурапи и выполните задание.
«Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.
Если вол человека бодлив, ему (хозяину) будет заявлено о его пороке, а именно, что он бодлив, а тот не притупит ему рогов и не спутает своего вола и этот вол забодает сына человека и причинит ему смерть, – он должен отдать 1/2 мины серебра. Если погибший – раб человека, – он должен отдать 1/3 мины серебра.
Если человек купит раба или рабыню и по месяца его постигнет падучая (болезнь), – покупатель может вернуть их своему продавцу и получить обратно отвешенное им серебро».
Источник: Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. акад. В. В. Струве // Т. 1.: Древний Восток. М.: Учпедгиз, 1950. С. 149–176.
Подумайте, какое положение в вавилонском обществе занимали рабы. Были ли защищены их права? Почему? ответ должен содержать не менее двух предложений.
Задание 5 ( ).
Как выполнять письменное задание
Рассмотрите изображение и ответьте на вопросы.
image1.jpg
Иллюстрация / pixabay.com
К какому пантеону относится изображённый бог? Почему он представлен с головой слона? ответ на задание должен содержать не менее двух предложений.