Задание №1 Из письма к Людовику XVI от Фенеллона, который был воспитателем его внука: “Ваш народ, который Вы должны были бы любить… умирает с голода. Земля почти не обрабатывается; города и деревни пусты; ремесла не кормят больше своих работников. Вся торговля уничтожена. Вы уничтожили все силы внутри своего государства, для того чтобы удерживать за собой не существующие победы за пределами своей страны…”
Вопросы к документу.
1. Как оценивает автор письма уровень развития Франции в период правления Людовика XVI?
2. Что по вашему мнению, автор считает главной причиной сложной ситуации в стране?
3. Ваш прогноз возможной реакции Людовика XVI на данное письмо. (Мини эссе)
Задание№2
Ученый-гуманист в XVIII веке писал в своем дневнике:
“В Германии крестьяне и бедные умирают, ни разу не воспользовавшись в своей жизни лекарствами. Никто и не думает о докторе- отчасти от того, что он очень далеко, отчасти от того, что он очень дорогой.”
Вопросы к документу.
1. О каких явлениях свидетельствует данный отрывок из документа (указание не менее двух тенденций).
2. Выскажите свое мнение относительно наличия некоторых негативных особенностей повседневной жизни ремесленников, крестьян, бедняков.
Задание №3
О положении женщины в период нового времени написаны целые трактаты. Автор одного из них советует женщине, которую обидел муж: “Не обижайся на судьбу, пойди к себе поплачь Богу”.
Вопросы к документу.
1. Что является главным условием счастливой семейной жизни?
2. Почему обиженная жена должна была жаловаться Богу?
3. Приведите примеры, свидетельствующие о том, что женщины играли большую роль в общественной государственной жизни. Что было особого в их положении?
Задание №4
Из описания труда работников на английских угольных шахтах:
“В угольной разработке я увидел 14-летнюю девочку в одежде мальчика, которая рубила уголь обычной киркой для взрослого человека. Во время работы она то полусидела, то полулежала… Она сказала, что очень устала и не любит этой работы… В этой шахте я насчитал 18 детей, из них шестеро - девочки…”
Вопросы.
1. Чем можно объяснить использование в угольных английских штольнях детского труда?
2. Какие права детей нарушались в Англии в конце XIX начале XX века?
Задание №5
Обобщите информацию, составляя тезисы по проблеме “Определение особенностей повседневной жизни в Западной Европе”, включив прежде всего информацию документов.