Выдели синим цветом утверждения,которые относятся к источникам рабства в риме,красным цветом-к характеристике положения рабов,зелёным цветом-к использования рабов в римском обществе. прислуживание в доме неуплата налогов жителям провинции. захват в плен на войне распятие на кресте производство продуктов питания участие в боях гладиаторов захват пиратами или разбойниками работа в ремесленных мастерских и на рудниках возможность выкупиться из рабства рождение в семье раба допрос под пыткой актёрская игра в театре
Источники рабства:
— Неуплата налогов жителями провинций;
— Захват в плен на войне;
— Захват пиратами или разбойниками;
— Рождение в семье раба.
Характеристика положения рабов:
— Распятие на кресте;
— Возможность выкупиться из рабства;
— Участие в боях гладиаторов;
— Допрос под пыткой (римских граждан пытать было нельзя...).
использования рабов в римском обществе:
— Прислуживание в доме ("городская фамилия");
— Производство продуктов питания ("сельская фамилия");
— Участие в боях гладиаторов;
— Работа в ремесленных мастерских и на рудниках;
— Актерская игра в театре.
Примечание: участие в гладиаторских боях было одновременно наказанием и занятием. Часто военнопленных убивали на арене, вручая меч и выставляя против профессиональных гладиаторов (прекрасно показано это в первом эпизоде сериала "Спартак: кровь и песок"). Также часто приговаривали к смерти на арене преступников, отравителей (отдавали на растерзание диким зверям, которых потом добивали гладиаторы-бестиарии), поджигателей (т.н. tunica molesta, пропитанные смолой одежды, которых поджигали на казнимых, освещая ночные бесчинства императора Нерона на арене), представителей религий, объявленных римским правом "врагами человечества" (была и такая формула), оскорбители цезарского величества... Часто преступников заставляли участвовать в театрализованных представлениях, где в конце пьесы, действительно, наступала смерть "актера" ("смерть Дирцеи", при которой к рогам бешеного быка привязывали обнаженных молодых девушек, или исторический эпизод с Муцием Сцеволой, где такому несчастному живьем отжигали руку...). Но раб мог попасть в гладиаторы и безо всякой вины (впрочем, понятие "вина" здесь условное, ибо раб в древнеримской государстве не был объектом права и не признавался государством...). Его могли продать на арену — так образовывался корпус профессиональных гладиаторов. Кроме того, гладиатором мог стать даже свободный гражданин. Разумеется, после такого позорного, по меркам римского общества, решения (его отдаленно можно сравнить разве что со снимками в порнографическом фильме в наши дни...) наступала гражданская смерть такого человека и он автоматически превращался в раба...