кресто́вые походы — серия религиозных военных походов xi—xv веков из западной европы против мусульман и не только[1].
в узком смысле — походы 1096—1272 годов в палестину, направленные на «освобождение» в первую очередь иерусалима (с гробом господним), против турок-сельджуков.
в более широком смысле — также и другие походы, провозглашаемые римскими папами, в том числе более поздние, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников и подавления еретических и антиклерикальных течений в европе (катары, гуситы и
покорив мусульманские области ближнего востока, сельджуки (названные так по имени своего вождя сельджука) не остановились и вторглись на византийские территории. в византии вспыхнула паника. её император роман iv попытался остановить завоевателей, но в 1071 г., в битве при городе манцикерте, византийское войско потерпело сокрушительное поражение, а сам он попал в плен. после этого у византийцев уже не было сил сопротивляться. сельджуки, постепенно продвигаясь на запад, отняли у византии почти всю малую азию.
хлынув в огромном количестве на христианские города и деревни, сельджуки нещадно их грабили, разоряли и жгли. пылали и рушились церкви и монастыри. завоеватели оскверняли христианские святыни, подвергали изощрённым пыткам, а затем убивали священников и монахов, принуждали местное население принимать ислам, истребляя тех, кто сопротивлялся. в 1071 г. в руки сельджуков перешёл иерусалим, город христа, со всеми главными святынями христиан. несколько столетий до этого святой город находился под властью арабов, которые «терпимо» относились к местным христианам и паломникам, постоянно прибывавшим из европы для поклонения гробу господню. новые хозяева города стали подвергать поруганию христианские храмы, ущемлять права местных христиан, чинить препятствия паломникам: их могли оскорбить, избить, продать в рабство, убить. даже ходить по улицам города христианам стало опасно. особенно безжалостно завоеватели издевались над иерусалимским патриархом, обращаясь с ним как с последним рабом. однажды сельджуки, схватив его за бороду, стащили с престола на пол, а затем протащили по улицам на потеху толпе мусульман и без всякого повода засадили в темницу.
папство, только что усилившее аскетической реформой свой нравственный авторитет на всем западе и усвоившее себе идею единого божьего царства на земле, не могло не откликнуться на призыв, обращённый к нему из константинополя, в надежде стать во главе движения и, может быть, получить духовную власть на востоке. наконец, западные христиане давно были возбуждены против мусульман борьбой с ними в испании, италии и сицилии. для всей южной европы мусульмане были хорошо знакомым, наследственным врагом. все это способствовало успеху обращения императора алексея i комнина, который уже около 1089 года находился в отношениях с папой урбаном ii и готов был, по-видимому, положить конец церковному раздору, чтобы получить от латинского запада. зашла речь о соборе в константинополе для этой цели; папа освободил алексея от отлучения, до тех пор лежавшего на нём, как на схизматике. когда в 1091 году папа находился в кампании, при нём были послы алексея.
ответ:
кресто́вые походы — серия религиозных военных походов xi—xv веков из западной европы против мусульман и не только[1].
в узком смысле — походы 1096—1272 годов в палестину, направленные на «освобождение» в первую очередь иерусалима (с гробом господним), против турок-сельджуков.
в более широком смысле — также и другие походы, провозглашаемые римскими папами, в том числе более поздние, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников и подавления еретических и антиклерикальных течений в европе (катары, гуситы и
покорив мусульманские области ближнего востока, сельджуки (названные так по имени своего вождя сельджука) не остановились и вторглись на византийские территории. в византии вспыхнула паника. её император роман iv попытался остановить завоевателей, но в 1071 г., в битве при городе манцикерте, византийское войско потерпело сокрушительное поражение, а сам он попал в плен. после этого у византийцев уже не было сил сопротивляться. сельджуки, постепенно продвигаясь на запад, отняли у византии почти всю малую азию.
хлынув в огромном количестве на христианские города и деревни, сельджуки нещадно их грабили, разоряли и жгли. пылали и рушились церкви и монастыри. завоеватели оскверняли христианские святыни, подвергали изощрённым пыткам, а затем убивали священников и монахов, принуждали местное население принимать ислам, истребляя тех, кто сопротивлялся. в 1071 г. в руки сельджуков перешёл иерусалим, город христа, со всеми главными святынями христиан. несколько столетий до этого святой город находился под властью арабов, которые «терпимо» относились к местным христианам и паломникам, постоянно прибывавшим из европы для поклонения гробу господню. новые хозяева города стали подвергать поруганию христианские храмы, ущемлять права местных христиан, чинить препятствия паломникам: их могли оскорбить, избить, продать в рабство, убить. даже ходить по улицам города христианам стало опасно. особенно безжалостно завоеватели издевались над иерусалимским патриархом, обращаясь с ним как с последним рабом. однажды сельджуки, схватив его за бороду, стащили с престола на пол, а затем протащили по улицам на потеху толпе мусульман и без всякого повода засадили в темницу.
папство, только что усилившее аскетической реформой свой нравственный авторитет на всем западе и усвоившее себе идею единого божьего царства на земле, не могло не откликнуться на призыв, обращённый к нему из константинополя, в надежде стать во главе движения и, может быть, получить духовную власть на востоке. наконец, западные христиане давно были возбуждены против мусульман борьбой с ними в испании, италии и сицилии. для всей южной европы мусульмане были хорошо знакомым, наследственным врагом. все это способствовало успеху обращения императора алексея i комнина, который уже около 1089 года находился в отношениях с папой урбаном ii и готов был, по-видимому, положить конец церковному раздору, чтобы получить от латинского запада. зашла речь о соборе в константинополе для этой цели; папа освободил алексея от отлучения, до тех пор лежавшего на нём, как на схизматике. когда в 1091 году папа находился в кампании, при нём были послы алексея.