При изучении внешнеполитических процессов особая роль всегда
уделяется историческому опыту государства, его вехам развития и формирования внешней и внутренней политики. Ориентация государства
на опыт является важным моментом формирования внешнеполитических отношений.
В контексте современной эпохи необходимо учитывать исторический
опыт народа, проводить анализ реформ и деятельности реформаторов.
В истории Японии рассматриваемого периода (1603-1868 гг.) должны
быть выявлены в первую очередь особенности и характерные черты объединительного процесса, который завершился к началу ХVII в. В отличие
от Западной Европы борьба за ослабление феодальной раздробленности и
объединение страны пошла не по пути укрепления императорской власти, а
по пути возвышения и усиления в ходе междоусобных войн Токугава, одного из феодальных домов Японии –, который правил страной до наполовину
начатой буржуазной революции 1868 г. Императорский институт, хотя и сохранился, благодаря буржуазии, не обладал реальной властью.
Династия Токугава, чтобы поднять свой престиж, стала налаживать
отношения с иностранцами, так как страна нуждалась в передовых научных знаниях Запада, европейской военной технологии. Однако происки иностранных держав и их стремление укрепить свое влияние в
Японии вызывали опасения сёгунов.
Первыми иностранцами, вступившими на японскую землю, были
португальцы, впервые прибывшие в Японию в 1542 г. Они обосновались
на юге о. Кюсю и принялись насаждать католичество. Широкое распространение на юге страны христианской веры вызвало беспокойство японских властей. Опасаясь захвата японских территорий, Токугава Иэмицу
с середины XVII в. осуществлял политику «закрытых дверей» [1: 207].
Полностью изолировать Японию от внешнего мира так и не удалось.
Изоляция Японии от внешнего мира никогда не была полной. Регулярные,
хотя и строго регламентированные сёгунатом связи поддерживались с
голландскими и китайскими купцами. Торговля полностью монополизировалась чиновниками бакуфу (в японской истории так назывались люди,
которые управляли (в отличие от императорского двора в Киото) Японией большую часть времени.) В то же время сёгунский дом и императорское окружение, для налаживания торговли со странами
Азии, регулярно отправляли корабли, снабженные особыми разрешения-ми на плавание за пределы страны. Сёгунат через самураев (в феодальной
Японии – светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей
и заканчивая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении – военно-феодальное сословие мелких дворян.), изучавших язык иностранцев, постоянно получал сведения о западном мире.
Внешняя политика Сёгуната Токугавы
При изучении внешнеполитических процессов особая роль всегда
уделяется историческому опыту государства, его вехам развития и формирования внешней и внутренней политики. Ориентация государства
на опыт является важным моментом формирования внешнеполитических отношений.
В контексте современной эпохи необходимо учитывать исторический
опыт народа, проводить анализ реформ и деятельности реформаторов.
В истории Японии рассматриваемого периода (1603-1868 гг.) должны
быть выявлены в первую очередь особенности и характерные черты объединительного процесса, который завершился к началу ХVII в. В отличие
от Западной Европы борьба за ослабление феодальной раздробленности и
объединение страны пошла не по пути укрепления императорской власти, а
по пути возвышения и усиления в ходе междоусобных войн Токугава, одного из феодальных домов Японии –, который правил страной до наполовину
начатой буржуазной революции 1868 г. Императорский институт, хотя и сохранился, благодаря буржуазии, не обладал реальной властью.
Династия Токугава, чтобы поднять свой престиж, стала налаживать
отношения с иностранцами, так как страна нуждалась в передовых научных знаниях Запада, европейской военной технологии. Однако происки иностранных держав и их стремление укрепить свое влияние в
Японии вызывали опасения сёгунов.
Первыми иностранцами, вступившими на японскую землю, были
португальцы, впервые прибывшие в Японию в 1542 г. Они обосновались
на юге о. Кюсю и принялись насаждать католичество. Широкое распространение на юге страны христианской веры вызвало беспокойство японских властей. Опасаясь захвата японских территорий, Токугава Иэмицу
с середины XVII в. осуществлял политику «закрытых дверей» [1: 207].
Полностью изолировать Японию от внешнего мира так и не удалось.
Изоляция Японии от внешнего мира никогда не была полной. Регулярные,
хотя и строго регламентированные сёгунатом связи поддерживались с
голландскими и китайскими купцами. Торговля полностью монополизировалась чиновниками бакуфу (в японской истории так назывались люди,
которые управляли (в отличие от императорского двора в Киото) Японией большую часть времени.) В то же время сёгунский дом и императорское окружение, для налаживания торговли со странами
Азии, регулярно отправляли корабли, снабженные особыми разрешения-ми на плавание за пределы страны. Сёгунат через самураев (в феодальной
Японии – светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей
и заканчивая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении – военно-феодальное сословие мелких дворян.), изучавших язык иностранцев, постоянно получал сведения о западном мире.