Вера предков»
прочитайте текст и ответьте на вопросы
остяки и самоеды исповедуют религию, которая близко подходит к монотеизму. остяки верят в существование высшего существа, которое они называют торым. это бесплотный дух, которому подчинены прочие второстепенные духи (кулль). злые духи кули, сотворенные куль-отыром, противостоят у манси покровителям людей пупыгам (пупыхам, пупы, пуби) — духам семейных покровителей и предков. пупыги обитают в фетишах — специально изготовленных предметах или идолах, а также в камнях, деревьях. у хантов духи именовались лунгами (лунками). их могут видеть только животные или шаманы, но иногда они могут показываться в виде призраков, чудесных предметов или зверей. среди них — вонт-лунг, лесной дух, который животным от охотника, принимая облик преследуемой дичи; он же может в образе глухаря указать заблудившемуся человеку дорогу домой. известны также ват-лунг — дух ветра, тохланг-ваях-лунг — живущий на юге дух перелетных птиц, кул-тэттэ-лунг — создатель рыб.. (куль-отыр у манси), вор-лунг — дух, от которого зависит уровень воды в реках, и др… в отличие от богов, они постоянно вмешиваются в дела людей и поэтому пользуются ежедневным почитанием.
по понятиям многих остяков, торым мало вмешивается в мирские дела и совершенно бескорыстен; жертв приносить ему не надо; они нужны только низшим духам – куллям. но это воззрение, очевидно, новейшей формации, так как, судя по , видно, что и торым требует жертв. так, при поминовении умершего ставится три блюда: одно – покойнику, другое – водяному духу (йинг кулль), а третье – торыму.
непосредственное ближайшее участие в жизни людей принимают кулли. их призывает шаман в случае болезни остяка, тяжелых родов, пропажи какой-нибудь вещи и т. п. кулли всегда требуют жертв, и остяки всегда удовлетворяют их: закалывают оленей на священных местах и тут же сами . рога вешают на ветвях священного дерева, тут же и разные тесемочки. на поминках остяки ставят богам вареную рыбу и чашку чая. любопытно, что чай ставят только куллям, но не торыму. торым, очевидно, брезгует такими новшествами, как чай. богам ставят и водку.
грехом считается только проступок против божества: святотатство, нарушение присяги. нарушившего волю богов ждет от них наказание в виде неудачи в промысле, болезни и смерти. от ожидаемого наказания остяк может откупиться, принеся жертву богу. к числу грехов относятся также и некоторые нарушения нравственности. во всех остальных случаях боги не вмешиваются в людские дела. убийство, кража, нанесение обид и т. п. грехом не считаются, хотя, конечно, как преступление.
остяки верят в загробный мир – патлам. слово «патлам» собственно значит «тьма, темно». патлам находится где-то на севере, поэтому остяки хоронят своих покойников ногами на север, чтобы «он как встанет, так и пошел бы прямо, куда ему следует». в патлам идут все без различия – и праведники, и грешники. судя по остяцким похоронным , в патламе придется есть и пить, добывая пищу охотой и рыболовством. для этого в гроб вместе с покойником кладут его одежду, ружье и прочие вещи. покойник может вернуться и блуждать вокруг своих близких в виде призрака. остяки этого боятся и совершают разного рода обряды для таких нежелательных визитов: обводят по краю гроба беличьим мехом и дуют в дверь юрты, чтобы изгнать дух покойного и т. п.
важное место в верованиях народов сибири искони занимало шаманство. посредник между людьми и миром духов был шаман, священнослужитель, как нельзя более подходящим к характеру остяка. функции шаманов многообразны: они должны лечить, гадать и предсказывать будущее, совершать моления об удаче в промысле, находить пропавших людей, животных и вещи, препровождать души умерших сородичей в страну мертвых, творят чудеса. если духи шамана, он теряет проводить сложные обряды и отправляться в иные миры, отыскивать украденную зловредными существами душу заболевшего человека, встречаться с божествами и духами и т. д. шаманская должность предполагает наличие культовых атрибутов, сделанных «по указаниям духов», костюма, бубна, посоха и др.
(тобольский север глазами политических ссыльных х1х
вопросы.
5. в соответствие имена духов и их функцию. к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
имена духов
функция
1.торым
2.кулль
3.пупыги
4.лунги
5. патлы
а) покровители людей
б) духи хантов
в) высшее существо
г) загробный мир
д) второстепенные духи

8. существуют ли в современном обществе элементы первобытных верований? не менее 2-х положений, данное утверждение.

askal1 askal1    1   27.10.2019 12:14    14

Другие вопросы по теме История