Наивысшего развития физическая культура и спорт достигли в VIII-IVвв. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции.
Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай — криптий. Он означал испытательный год, в течение которого 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнастика).
Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет.
До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.
Содержание греческой гимнастики и агонистики
В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику - специальную подготовку и участие в состязаниях.
С юных лет эллины познавали вкус победы в состязаниях. Одной из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной системы соревнований, которую греки называли агонистикой.
Древние греки были язычниками и посвящали агоны своим любимым богам. Из гимнастических агонов большой популярностью пользовались Истмийские игры (в Дельфах) в честь бога морей Посейдона, Панафинейские игры (в Афинах) посвящались богине Афине Палладе. Однако из всех игр наибольшее значение имели Олимпийские игры, проводившиеся в честь главного бога - Зевса Олимпийского.
В Древней Греции происходит зарождение педагогической теории физического воспитания. В трудах древних философов и ученых —
Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - представитель афинской аристократии, философ-идеалист - обосновывал теорию гармонического развития духовных и физических качеств рабовладельцев. Платон был сторонником спартанской системы воспитания со значительным расширением в ее рамках умственного образования. Большое внимание философ уделял воспитанию дошкольников, игры детей строились таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. В соответствии с этим предписанные правила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребенок, который стремится к новому уже в играх, встав взрослым, не удовлетворится родительскими обычаями и законами. В своем труде «Государство» он говорит: «Хорошая гимнастика тоже будет простой, и прежде всего гимнастикой военной».
Платон высказывал ценные мысли о последовательности государственной системы воспитания, а также о том, что умственное и физическое воспитание даст положительный эффект тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера.
Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) — крупнейший ученый-философ, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. Считал, что тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному воспитанию. Аристотель, в отличие от Платона, порицал спартанскую систему воспитания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали «атлетическое» направление, что, по его мнению, мешало естественному развитию детей. Аристотель справедливо считал, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же, как и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».
История физической культуры в Древнем Риме, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры.
Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Это связано с рядом причин.
1. Физическая подготовка юношей до 16 - 17 лет до службы в армии являлась задачей семьи. И только в IVв. до н.э. было создано учебное заведение под названием «лу-дус», где велась физическая подготовка. Это была попытка скопировать греческие учебные заведения.
2. Для народных масс Римской империи основным развлечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.
3. Физические упражнения были средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.
4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.
Наивысшего развития физическая культура и спорт достигли в VIII-IVвв. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции.
Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай — криптий. Он означал испытательный год, в течение которого 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнастика).
Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет.
До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.
Содержание греческой гимнастики и агонистики
В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику - специальную подготовку и участие в состязаниях.
С юных лет эллины познавали вкус победы в состязаниях. Одной из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной системы соревнований, которую греки называли агонистикой.
Древние греки были язычниками и посвящали агоны своим любимым богам. Из гимнастических агонов большой популярностью пользовались Истмийские игры (в Дельфах) в честь бога морей Посейдона, Панафинейские игры (в Афинах) посвящались богине Афине Палладе. Однако из всех игр наибольшее значение имели Олимпийские игры, проводившиеся в честь главного бога - Зевса Олимпийского.
В Древней Греции происходит зарождение педагогической теории физического воспитания. В трудах древних философов и ученых —
Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - представитель афинской аристократии, философ-идеалист - обосновывал теорию гармонического развития духовных и физических качеств рабовладельцев. Платон был сторонником спартанской системы воспитания со значительным расширением в ее рамках умственного образования. Большое внимание философ уделял воспитанию дошкольников, игры детей строились таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. В соответствии с этим предписанные правила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребенок, который стремится к новому уже в играх, встав взрослым, не удовлетворится родительскими обычаями и законами. В своем труде «Государство» он говорит: «Хорошая гимнастика тоже будет простой, и прежде всего гимнастикой военной».
Платон высказывал ценные мысли о последовательности государственной системы воспитания, а также о том, что умственное и физическое воспитание даст положительный эффект тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера.
Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) — крупнейший ученый-философ, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. Считал, что тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному воспитанию. Аристотель, в отличие от Платона, порицал спартанскую систему воспитания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали «атлетическое» направление, что, по его мнению, мешало естественному развитию детей. Аристотель справедливо считал, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же, как и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».
История физической культуры в Древнем Риме, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры.
Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Это связано с рядом причин.
1. Физическая подготовка юношей до 16 - 17 лет до службы в армии являлась задачей семьи. И только в IVв. до н.э. было создано учебное заведение под названием «лу-дус», где велась физическая подготовка. Это была попытка скопировать греческие учебные заведения.
2. Для народных масс Римской империи основным развлечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.
3. Физические упражнения были средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.
4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.