Государственное управление в России в первой половине XVIII в. Петр I
Со второй половины XVII в. и на протяжении XVIII в. в России шел процесс формирования абсолютной монархии, т. е. такого государственного строя, при котором вся власть находится в руках монарха. Процесс этот включал:
– отмирание сословно-представительных институтов;
– упразднение местных органов самоуправления;
– победу государства над церковью;
– возникновение бюрократического централизованного аппарата управления;
– введение постоянных налогов и создание постоянной армии.
Все это происходило на фоне консолидации и консервации сословной системы, превращения сословий в замкнутые общественные слои.
В начале XVIII в. очевидное отставание России от ведущих западноевропейских стран в важнейших сферах экономической и общественной жизни (промышленности, военном деле, кораблестроении, образовании, строительстве, горнорудном деле, государственном управлении, уровне жизни) вынудило государство принять ряд экстренных мер чрезвычайно быстрому росту профессионального и общего образования. Были открыты не только «навигацкая» и «цифирные» школы, но также школы общеобразовательные, организованы массовые поездки дворян на обучение в Германию, Голландию, Англию и другие страны.
В Россию было приглашено множество иностранных специалистов, открыты Петербургская Академия наук и два университета. За короткий срок Россия смогла подготовить специалистов и ученых европейского уровня, что, несомненно росту национального самосознания.
Однако России требовались коренные реформы в политической и экономической жизни. Единственным инициатором преобразований в России того времени было государство. Общество не выработало внутри себя других институтов, которые могли бы оказывать влияние на развитие страны, в отличие от ряда европейских стран, где, наряду с государством основными двигателями прогресса выступали такие субъекты социального действия, как банковская система, ассоциации производителей (например, торговые дома), крупные, средние и мелкие собственники. Обеспечивая саморазвитие общества, они часто диктовали свою волю государству.
Со второй половины XVII в. и на протяжении XVIII в. в России шел процесс формирования абсолютной монархии, т. е. такого государственного строя, при котором вся власть находится в руках монарха. Процесс этот включал:
– отмирание сословно-представительных институтов;
– упразднение местных органов самоуправления;
– победу государства над церковью;
– возникновение бюрократического централизованного аппарата управления;
– введение постоянных налогов и создание постоянной армии.
Все это происходило на фоне консолидации и консервации сословной системы, превращения сословий в замкнутые общественные слои.
В начале XVIII в. очевидное отставание России от ведущих западноевропейских стран в важнейших сферах экономической и общественной жизни (промышленности, военном деле, кораблестроении, образовании, строительстве, горнорудном деле, государственном управлении, уровне жизни) вынудило государство принять ряд экстренных мер чрезвычайно быстрому росту профессионального и общего образования. Были открыты не только «навигацкая» и «цифирные» школы, но также школы общеобразовательные, организованы массовые поездки дворян на обучение в Германию, Голландию, Англию и другие страны.
В Россию было приглашено множество иностранных специалистов, открыты Петербургская Академия наук и два университета. За короткий срок Россия смогла подготовить специалистов и ученых европейского уровня, что, несомненно росту национального самосознания.
Однако России требовались коренные реформы в политической и экономической жизни. Единственным инициатором преобразований в России того времени было государство. Общество не выработало внутри себя других институтов, которые могли бы оказывать влияние на развитие страны, в отличие от ряда европейских стран, где, наряду с государством основными двигателями прогресса выступали такие субъекты социального действия, как банковская система, ассоциации производителей (например, торговые дома), крупные, средние и мелкие собственники. Обеспечивая саморазвитие общества, они часто диктовали свою волю государству.