Формирование государственности восточных славян, происходившее
в IX–X вв. свидетельствовало о начале нового этапа общественного развития.
В конце X в. возникли социально-экономические и культурные предпосылки
для распространения христианства среди восточных славян. Этому, в частности,
появление государственной власти, выделение княжеских династий, что вошло в противоречие с первобытным демократизмом язычества.
На белорусские земли христианство шло двумя потоками: восточное —
из Византии, через Киевскую Русь и Болгарию, западное — через Польшу. Официальное принятие христианства в его византийской традиции в 988 г. киевским
князем Владимиром Святославовичем в качестве государственной религии —
важнейшее событие в истории восточных славян, в том числе тех, которые проживали на территории современной Беларуси.
Принятие христианства являлось, безусловно, прогрессивным явлением во
всех средневековых государствах. Православие в Беларуси считается принятым
с 992 г., со времени образования Полоцкой православной епархии, и это вероисповедание стало господствующим на протяжении длительного времени.
С приходом на белорусские земли христианства духовная культура белорусов стала богаче. Строительство храмов и монастырей сформировало две школы
зодчества: Гродненскую (Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно, XII в.)
и Полоцкую Евфросиньевская церковь в Полоцке, XII в.). Считается, что
именно в Полоцке возник первый у восточных славян монастырь, а в середине
XI в. (около 1050-х гг.) здесь началось создание третьего на землях восточных
славян Софийского собора. Здесь же, в Полоцком княжестве, начинается поиск
новых архитектурных форм. Свидетельством этих поисков стало строительство
Витебской церкви Благовещения (XII в.), в которой тесно переплетаются идеи
Византийского зодчества с чертами архитектуры Западной Европы
Формирование государственности восточных славян, происходившее
в IX–X вв. свидетельствовало о начале нового этапа общественного развития.
В конце X в. возникли социально-экономические и культурные предпосылки
для распространения христианства среди восточных славян. Этому, в частности,
появление государственной власти, выделение княжеских династий, что вошло в противоречие с первобытным демократизмом язычества.
На белорусские земли христианство шло двумя потоками: восточное —
из Византии, через Киевскую Русь и Болгарию, западное — через Польшу. Официальное принятие христианства в его византийской традиции в 988 г. киевским
князем Владимиром Святославовичем в качестве государственной религии —
важнейшее событие в истории восточных славян, в том числе тех, которые проживали на территории современной Беларуси.
Принятие христианства являлось, безусловно, прогрессивным явлением во
всех средневековых государствах. Православие в Беларуси считается принятым
с 992 г., со времени образования Полоцкой православной епархии, и это вероисповедание стало господствующим на протяжении длительного времени.
С приходом на белорусские земли христианства духовная культура белорусов стала богаче. Строительство храмов и монастырей сформировало две школы
зодчества: Гродненскую (Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно, XII в.)
и Полоцкую Евфросиньевская церковь в Полоцке, XII в.). Считается, что
именно в Полоцке возник первый у восточных славян монастырь, а в середине
XI в. (около 1050-х гг.) здесь началось создание третьего на землях восточных
славян Софийского собора. Здесь же, в Полоцком княжестве, начинается поиск
новых архитектурных форм. Свидетельством этих поисков стало строительство
Витебской церкви Благовещения (XII в.), в которой тесно переплетаются идеи
Византийского зодчества с чертами архитектуры Западной Европы