В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает.. .
Верста - от слова вертеть. Первоначально так называли расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты - 1060 метров. Коломенская верста - "верзила" - шутливое название очень высокого человека. Оно берет свое начало со времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 год. Он велел расставить вдоль дороги от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга. Высота каждого из них была около 2 саженей, с орлами наверху.
Межевая верста существовала на Руси до XVIII века для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания (от слова "межа" - граница земельных владений в виде узкой полосы) . Длина такой версты - 1000 саженей, или 2,13 километра. Позднее, при Петре Первом, была введена верста длиной 500 саженей, и на таком расстоянии друг от друга стали вдоль дорог ставить столбы. Отсюда название - столбовая дорога. С начала XIX века вдоль основных дорог государства Российского появились черно-белые полосатые столбы. Со второй половины XIX столетия на всех столбах, расставленных вдоль железной дороги от Петербурга до Москвы, расстояния стали обозначать в верстах. Верста длиной в 500 саженей как мера длины сохранилась в России до введения метрической системы. В 1929 году столбы с верстовым обозначением были перемечены на километровые.
Вообще расстояние между городами и другими населенными пунктами, как правило, было расстоянием между почтамтами. По мере развития сети железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных путей сообщения это расстояние определяется уже между станциями одного из этих видов транспорта или расстоянием между зданиями сельсоветов, правлениями колхозов, другими административными зданиями. Кто не помнит с детства эти строчки: «Шел с работы дядя Степа, //Видно было за версту» . Правда, автор не уточнил – какую версту он имел в виду? Дело в том, что москвичи когда-то называли высокого человека, возвышающегося над остальными, «коломенской верстой» . Поговорке этой более 300 лет и возникла она из-за путаницы в русских мерах длины. При государе Алексее Михайловиче на дороге от столицы до Коломенского, любимой царской резиденции, установили верстовые столбы. Казалось бы, что здесь необычного? Верстами мерили расстояния задолго до Алексея Михайловича. Но все не так просто. Дело в том, что верста измерялась в саженях, длина которых менялась с течением времени, а следовательно, менялась и длина версты. В Древней Руси сажень была короче и в версте укладывалась 750 раз (примерно 1140 метров) . Впоследствии, в 1649 году, появилась длинная, так называемая «межевая» верста (2160 метров) . Именно в этих верстах и измерялось расстояние от Москвы до Коломенского. Петр Великий, желая упорядочить меры длины, в приказном порядке ввел 500-саженную («путевую» ) версту (1067 метров) . Межевая верста осталась в употреблении в качестве межевой меры при определении границ выгонов, а в Сибири, где, как известно, расстояния большие, и для измерения расстояний между городами. А путевая верста применялась вначале в европейской части страны, но постепенно вытесняла межевую и просуществовала до 1918 года. А вот старинная межевая, став верстой коломенской, вошла в поговорку. Верста в России долгое время не имела своего вещественного вопл
В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает.. .
Верста - от слова вертеть. Первоначально так называли расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты - 1060 метров. Коломенская верста - "верзила" - шутливое название очень высокого человека. Оно берет свое начало со времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 год. Он велел расставить вдоль дороги от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга. Высота каждого из них была около 2 саженей, с орлами наверху.
Межевая верста существовала на Руси до XVIII века для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания (от слова "межа" - граница земельных владений в виде узкой полосы) . Длина такой версты - 1000 саженей, или 2,13 километра. Позднее, при Петре Первом, была введена верста длиной 500 саженей, и на таком расстоянии друг от друга стали вдоль дорог ставить столбы. Отсюда название - столбовая дорога. С начала XIX века вдоль основных дорог государства Российского появились черно-белые полосатые столбы. Со второй половины XIX столетия на всех столбах, расставленных вдоль железной дороги от Петербурга до Москвы, расстояния стали обозначать в верстах. Верста длиной в 500 саженей как мера длины сохранилась в России до введения метрической системы. В 1929 году столбы с верстовым обозначением были перемечены на километровые.
Вообще расстояние между городами и другими населенными пунктами, как правило, было расстоянием между почтамтами. По мере развития сети железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных путей сообщения это расстояние определяется уже между станциями одного из этих видов транспорта или расстоянием между зданиями сельсоветов, правлениями колхозов, другими административными зданиями. Кто не помнит с детства эти строчки: «Шел с работы дядя Степа, //Видно было за версту» . Правда, автор не уточнил – какую версту он имел в виду? Дело в том, что москвичи когда-то называли высокого человека, возвышающегося над остальными, «коломенской верстой» . Поговорке этой более 300 лет и возникла она из-за путаницы в русских мерах длины.
При государе Алексее Михайловиче на дороге от столицы до Коломенского, любимой царской резиденции, установили верстовые столбы. Казалось бы, что здесь необычного? Верстами мерили расстояния задолго до Алексея Михайловича. Но все не так просто.
Дело в том, что верста измерялась в саженях, длина которых менялась с течением времени, а следовательно, менялась и длина версты. В Древней Руси сажень была короче и в версте укладывалась 750 раз (примерно 1140 метров) . Впоследствии, в 1649 году, появилась длинная, так называемая «межевая» верста (2160 метров) . Именно в этих верстах и измерялось расстояние от Москвы до Коломенского.
Петр Великий, желая упорядочить меры длины, в приказном порядке ввел 500-саженную («путевую» ) версту (1067 метров) . Межевая верста осталась в употреблении в качестве межевой меры при определении границ выгонов, а в Сибири, где, как известно, расстояния большие, и для измерения расстояний между городами.
А путевая верста применялась вначале в европейской части страны, но постепенно вытесняла межевую и просуществовала до 1918 года. А вот старинная межевая, став верстой коломенской, вошла в поговорку.
Верста в России долгое время не имела своего вещественного вопл