В Башкортостане мэктэп возникли на рубеже 1-го и 2-го тыс. Н.Э., После принятия местными тюркскими народами ислама. В мэктэп обучали грамоте на базе арабской графики. Программа включала обучение чтению, счету, письму, заучивание более употребляемых молитв, чтение Корана (традиционно по книге "Афтияк"), произведений религиозно-дидактического содержания ("Ахыр заман китабы" С.Бакыргани, "Кысса-и Йусуф" Кул Гали, "Мухаммадия" М.Челеби и др.). Срок обучения колебался от 3 до 5 лет. До конца 19 в. Мэктэп были лишь мужские; дамские мэктэп в крае возникли в ходе борьбы за обновление идеологии и учреждений ислама (см. Джадидизм), до этого девочки учились в домах мулл у их жен (абыстай). Вначале обучение вел избранный мусульманской общиной хоть какой грамотный и сведущий в делах религии человек. С кон. 18 в. Правительство запретило частное обучение, мэктэб раскрывались и функционировали лишь при мечетях. Обучением занималось духовенство мусульманское. В конце 19 - нач. 20 Вв. Под влиянием джадидистов появились полусветские начальные школы. В учебный курс были введены родной язык и литература, история, российский язык и остальные дисциплины, которые велисветские учителя (мугаллим, мугаллима). Мэктэб существовали за счет средств мусульманских обществ и частных лиц. В б-ве приходов (махалла) работали 1 либо несколько мэктэбов В начале 20 в. Количество зарегистрированных мэктэбов в Уфимской губернии было более 1500, а в Оренбургской - 350. После Октябрьской революции мэктэб как религиозные школы ислама равномерно пропали, так стали называться башкирские и татарские светские начальные и средние общеобразовательные школы.
В Башкортостане мэктэп возникли на рубеже 1-го и 2-го тыс. Н.Э., После принятия местными тюркскими народами ислама. В мэктэп обучали грамоте на базе арабской графики. Программа включала обучение чтению, счету, письму, заучивание более употребляемых молитв, чтение Корана (традиционно по книге "Афтияк"), произведений религиозно-дидактического содержания ("Ахыр заман китабы" С.Бакыргани, "Кысса-и Йусуф" Кул Гали, "Мухаммадия" М.Челеби и др.). Срок обучения колебался от 3 до 5 лет. До конца 19 в. Мэктэп были лишь мужские; дамские мэктэп в крае возникли в ходе борьбы за обновление идеологии и учреждений ислама (см. Джадидизм), до этого девочки учились в домах мулл у их жен (абыстай). Вначале обучение вел избранный мусульманской общиной хоть какой грамотный и сведущий в делах религии человек. С кон. 18 в. Правительство запретило частное обучение, мэктэб раскрывались и функционировали лишь при мечетях. Обучением занималось духовенство мусульманское. В конце 19 - нач. 20 Вв. Под влиянием джадидистов появились полусветские начальные школы. В учебный курс были введены родной язык и литература, история, российский язык и остальные дисциплины, которые велисветские учителя (мугаллим, мугаллима). Мэктэб существовали за счет средств мусульманских обществ и частных лиц. В б-ве приходов (махалла) работали 1 либо несколько мэктэбов В начале 20 в. Количество зарегистрированных мэктэбов в Уфимской губернии было более 1500, а в Оренбургской - 350. После Октябрьской революции мэктэб как религиозные школы ислама равномерно пропали, так стали называться башкирские и татарские светские начальные и средние общеобразовательные школы.
Ахыр заман китабы" С.Бакыргани, "Кысса-и Йусуф" Кул Гали, "Мухаммадия" М.Челеби и др.