Тема: проблема экспансии в россию западной системы ценностей и формирование массовой культуры (2ч.) 1.ответте на вопросы. как вы понимаете термин « информационное общество»? какие позиции ему соответствуют? какие предстояло решать россиянам на рубеже xx-xxi веков? что такое «национальная самоидентификация»? какие факторы на нее влияли? 2.заполнить таблицу «изменения в социальной структуре». критерии изменений советский период постсоветский период элементы социальной структуры критерий деления по слоям основной идеал общества правовая основа 3.охарактеризуйте влияние постиндустриального общества на молодежь и культуру в 90-е - 2000-е гг. какие «новшества» были «освоены» россиянами в начале2000-ых г.г.? 4. что, по мнению автора статьи, представляет собой культурный облик россиян 2000 – 2009 гг. на чем основывается автор в своих выводах.
Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в постиндустриальном обществе
Вступление России в эпоху либеральных реформ характеризуется глубочайшим потрясением культурной и духовно-нравственной сфер общественной жизни. Исчезла централизованная система управления и единая, жестко проводимая сверху, политика в этой сфере. Конституция РФ признает «идеологическое многообразие” «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Серьезно повлияло на состояние леи в культуре резкое сокращение государственного финансирования.
Культурно-духовное пространство и культурный облик нового российского общества формировались в процессе paзрушения советского культурно-духовного пространства. Этот процесс обусловлен вхождением России в постиндустриальное общество.
В 2006 г. в Санкт-Петербурге на первом Российском культурологическом конгрессе отмечена тенденция к созданию глобалъно-информационного общества, определению условий, которые соответствуют интересам людей планеты, а не только «золотого миллиарда», с возможностей глобальной культуры двигаться к этой цели. Ресурсы заключены в экологическом понимании современной социальной сети. Данная система представляет собой систему сетевого характера. Каждый элемент сети создается всеми другими элементами и выражает ее содержание. Вся система может быть понята только при адекватном понимании ее базовых элементов в их единстве. Культурологический подход к социальной сети информационного общества заключается в двух главных позициях:
глобальная сеть организации социокультурного воспроизводства должна основываться на одних и тех же моделях;человек по своим параметрам не может не соответствовать свойствам сети.Россиянам необходимо было решить три задачи:
1) освоить новые связи, функции и отношения, характерные для информанионного общества;
2) идентифицировать себя в мировой истории;
3) выработать национальную идею (объединяющую общество цель).