Контрреформация - католическая реакция на протестантскую реформацию; всестороння деятельность католической церкви с середины xvi до конца xvii в., направленная на препятствование развитию реформации, а впоследствии - на возвращение верующих, утраченных храмов и бенефициев.контрреформации - определяющее событие для западнохристианского мира. контрреформация в беларуси - часть европейского процесса. но она имела здесь свои особенности.реформация и контрреформация в беларуси частично совпали в своем развитии, что к особенному конфессиональному напряжению в последние десятилетия xvі в. в то же время сосущестоввание двух, а затем трех христианских церквей в великом княжестве литовском (вкл) выработало нормы толерантности, поэтому контрреформация не приобрела в вкл таких жутких форм, как местами в западной европе, и религиозные гонения не были такими суровыми, как в московском государстве, где господствовала идеология одной церкви. в отличие от западноевропейских стран, где в результате реформации от католической церкви откололась ее часть и образовала национальные протестантские церкви, в беларуси силам контрреформации удалось вернуть в католицизм охваченную протестантизмом знать и обратить в него знать православную, а народные массы - наблизить через церковную унию. постепенно обновленный и усиленный иезуитами католицизм начал вытеснять кальвинизм, арианство и другие протестантские секты в беларуси. условия для победы контрреформации создала люблинская уния 1569 г. новая политическая реальность - объединение с государством с господствующей католической религеяй, доминирующая роль польши в речи посполитой - подтолкнула наиболее чувствительную к политической коньюнктуре кальвинистскую шляхту к переходу в католицизм. ее гнал туда также страх перед нарастающей волной народных движений, радикализм реформации. большинство феодалов, как втянутых в вир реформационного движения, так и православных в конце xvі - начале xvіі в. консолидируются с польскими на основе католицизма. м.смотрицкий в произведении "фринос" (1610 г.) перечисляет 47 известных магнатских православных фамилий, принявших тогда католицизм: сапеги, воловичи, хрептовичи, сангушки, скумины, чарторийские и др. по иронии судьбы католиками стали дети и внуки опекуна реформации в вкл николая радивилла черного, "столпа православия" константина острожского. конечно, веру меняли не все поголовно. малосклонная к римо-католицизму мелкая православная шляхта в большинстве своем в xvii в. приняла унию.плоды контрреформации можно выразить языком статистики. через 5 лет после прибытия в вильню они обратили в католицизм около 6 тысяч человек. один только андрей боболя во время миссионерской деятельности в несвиже (1622-1624) склонил к переходу в каталицизм 10 протестантов, 34 православных, 20 "недоверков-безбожников". работая в 1652-1653 г. в пинске, он добился перехода в свою веру двух православных деревень и вздрожин (около 80 дворов), под его влиянием преимущественно католическим стало православное население местечка янов. он пал жертвой своей миссионерской деятельносии и был канонизирован папством. в 1660 г. в речи посполитой католики составляли 43%, униаты - 33% (это были, главным образом, белорусы и украинцы), православные - 10%, иудеи - 9%, протестанты и представители других религий - 5% от количества всех жителей государства. в конце xvіі в. контрреформация в вкл победила. но духовная жизнь беларуси определялась ее идеями и после подавления реформации - почти до середины xvііі в. на смену контрреформации пришла эпоха просвещения.