Центральным вопросом была выработка программных документов: Н.М.Муравьев написал «Конституцию», П.И.Пестель – «Русскую правду». Это были две выдающиеся политические программы, обогатившие революционную мысль в России. Конституция Муравьева, отражавшая взгляды умеренной части членов Северного общества, была менее радикальной, чем республиканская «Русская правда» Пестеля, хотя многие положения этих документов похожи. Разногласия имелись по вопросу о государственном устройстве России. Н.М.Муравьев предложил конституционную монархию с предоставлением законодательной власти парламенту – Нородному вече, а исполнительной власти – императору (эта власть переходила по наследству). П.И.Пестель высказывался за республиканский строй. Законодательная власть – парламенту (тоже Народному вече), а исполнительная – Державной думе, избираемой на 5 лет в составе пяти человек. Ежегодно один из пяти членов думы становился президентом республики, а после выбывал из ее состава. В аграрно-крестьянском вопросе оба автора настаивали на немедленном и полном уничтожении крепостного права. Но в вопросах наделения крестьян землей имели место разногласия. Н.М.Муравьев предусматривал предоставление крестьянам приусадебного участка и двух десятин пахотной земли на двор. П.И.Пестель предлагал другой проект. Вся земля делилась на общественную и частную. Общественные земли нельзя было продавать, покупать, закладывать. Ими безвозмездно наделялись крестьяне. Для образования фонда общественных земель Пестель считал возможным частичную конфискацию помещичьей земли. Также проекты предусматривали введение в России широких демократических свобод, отмену сословных привилегий, облегчение военной службы солдат. Имелись расхождения в избирательном праве. «Русская правда» предлагала неограниченное избирательное право для всех мужчин с 20 лет. «Конституция» ограничивала это право высоким имущественным цензом, исключая из политической жизни малоимущее население. В целом «Русская правда» была более прогрессивной, чем Конституция, однако для своего времени они носили передовой характер и были программами революционных преобразований.
Центральным вопросом была выработка программных документов:
Н.М.Муравьев написал «Конституцию», П.И.Пестель – «Русскую правду». Это
были две выдающиеся политические программы, обогатившие революционную мысль
в России. Конституция Муравьева, отражавшая взгляды умеренной части членов
Северного общества, была менее радикальной, чем республиканская «Русская
правда» Пестеля, хотя многие положения этих документов похожи.
Разногласия имелись по вопросу о государственном устройстве России.
Н.М.Муравьев предложил конституционную монархию с предоставлением
законодательной власти парламенту – Нородному вече, а исполнительной власти
– императору (эта власть переходила по наследству). П.И.Пестель
высказывался за республиканский строй. Законодательная власть – парламенту
(тоже Народному вече), а исполнительная – Державной думе, избираемой на 5
лет в составе пяти человек. Ежегодно один из пяти членов думы становился
президентом республики, а после выбывал из ее состава.
В аграрно-крестьянском вопросе оба автора настаивали на немедленном и
полном уничтожении крепостного права. Но в вопросах наделения крестьян
землей имели место разногласия. Н.М.Муравьев предусматривал предоставление
крестьянам приусадебного участка и двух десятин пахотной земли на двор.
П.И.Пестель предлагал другой проект. Вся земля делилась на общественную и
частную. Общественные земли нельзя было продавать, покупать, закладывать.
Ими безвозмездно наделялись крестьяне. Для образования фонда общественных
земель Пестель считал возможным частичную конфискацию помещичьей земли.
Также проекты предусматривали введение в России широких
демократических свобод, отмену сословных привилегий, облегчение военной
службы солдат.
Имелись расхождения в избирательном праве. «Русская правда» предлагала
неограниченное избирательное право для всех мужчин с 20 лет. «Конституция»
ограничивала это право высоким имущественным цензом, исключая из
политической жизни малоимущее население.
В целом «Русская правда» была более прогрессивной, чем Конституция,
однако для своего времени они носили передовой характер и были программами
революционных преобразований.