В30-40 гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое. принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения с.с.уваров. самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в россии. проводниками этой теории были профессора московского университета м.п.погодин, с.п.шевырев. либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов. центральная идея в концепции славянофилов - убежденность в своеобразном пути развития россии. православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истиной православной вере. особой критике они подвергали реформы петра i. славянофилы оставили многочисленные труды по философии и (и.в. и п.в.кириевские, и.с. и к.с.аксаковы, д.а.валуев), в богословии (а.с.хомяков), в социологии, и политике (ю.ф.самарин). свои идеи они публиковали в журналах «московитянин» и « правда». западничество возникло в 30-40 гг. 19 в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. основная идея - концепция общности развития европы и россии. либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (т.н.грановский, п.н.кудрявцев, е.ф.корш, п.в.анненков, в.п.боткин). реформаторскую деятельность петра i они считали началом обновления старой россии и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.