Князь Владимир I Святой (Красное солнышко) сын Святополка (братья Ярополк и Олег) после смерти отца правил Новгородом. После победы над Ярополком (своим родным братом)занял Киевский престол. Очень много внимания уделял укреплению границ своей земли. (в эти времена сколадываются былины о Добрыне, Микулы Селяновича, Илья Муромец). Давние связи Руси с Византией содействовали тому, что в 988 г. князь Владимир принял христианство, крестил Киевлян в Днепре, а затем ввел христианство в других городах. (улица Крещатик в Киеве как напоминание об этих событиях). После разделения христианской церкви на православную и католическую в 1054 году, на Руси утвердилось православие. Во главе церкви стоял митрополит, подчинявшийся Константиноплю. Первым митрополитом был Иларион, автор "Слова и Законе и Благодати". Стали возникать монастыри, особенно известным стал Киево-Печерский монастырь, основанный монахом Антонием. Он жил на берегу Днепра в выкопанной им пещере. До прихода к власти Сын князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша , ключницы княгини Ольги. Существует поздний, возможно, легендарный, рассказ о том, что Владимир родился в деревне Будутино под Псковом, куда беременную Малушу сослала разгневанная Ольга. По летописям, он был третьим по старшинству (после Ярополка Святославича и Олега Святославича), но выдвигалась также гипотеза, что он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году престижный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде был его дядя по матери Добрыня. Вскоре после гибели Святослава в начале 972 г. вспыхнула междоусобная война между его тремя сыновьями. Хронология летописи здесь условна, но известно, что на начальных этапах конфликта Олег погиб в борьбе с киевским князем Ярополком, а новгородский князь Владимир, набрав вместе с Добрыней «за морем» варяжское войско, взял перешедший на сторону Киева Полоцк и насильно взял в жёны дочь местного правителя Рогнеду , просватанную за Ярополка; отец Рогнеды, Рогволод Полоцкий , был убит. Наконец, Владимир при варягов захватил Киев и занял престол предательски убитого в Родне под Киевом Ярополка. Согласно «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха, это случилось 11 июня 978 г. Древнерусские летописи дают дату 980; из ряда хронологических соображений кажется более вероятным, что дата 978 правильная, а дата 980 получена при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. . . Законодательство и чеканка монеты Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями. По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия; см. ниже. Владимир начал также чеканку собственной монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимръ на стол, а се его злато (или: сребро)»; есть варианты с погрудным изображением (см. рисунок) и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении. Судя по неполногласной форме слов (не Володимръ, золото), монетные мастера были болгарами. По изображению на монетах известен и княжеский знак Владимира — знаменитый трезубец, принятый в ХХ в. в качестве герба Украины. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя. Культурная политика Времена Владимира ознаменованы началом книжной образованности на Руси — что связано с Крещением; детей насильно брали из семей и отправляли в школы. Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион. При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся уже ко времени Ярослава.
До прихода к власти
Сын князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша , ключницы княгини Ольги. Существует поздний, возможно, легендарный, рассказ о том, что Владимир родился в деревне Будутино под Псковом, куда беременную Малушу сослала разгневанная Ольга. По летописям, он был третьим по старшинству (после Ярополка Святославича и Олега Святославича), но выдвигалась также гипотеза, что он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году престижный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде был его дядя по матери Добрыня.
Вскоре после гибели Святослава в начале 972 г. вспыхнула междоусобная война между его тремя сыновьями. Хронология летописи здесь условна, но известно, что на начальных этапах конфликта Олег погиб в борьбе с киевским князем Ярополком, а новгородский князь Владимир, набрав вместе с Добрыней «за морем» варяжское войско, взял перешедший на сторону Киева Полоцк и насильно взял в жёны дочь местного правителя Рогнеду , просватанную за Ярополка; отец Рогнеды, Рогволод Полоцкий , был убит. Наконец, Владимир при варягов захватил Киев и занял престол предательски убитого в Родне под Киевом Ярополка. Согласно «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха, это случилось 11 июня 978 г. Древнерусские летописи дают дату 980; из ряда хронологических соображений кажется более вероятным, что дата 978 правильная, а дата 980 получена при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. . .
Законодательство и чеканка монеты
Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.
По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия; см. ниже.
Владимир начал также чеканку собственной монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимръ на стол, а се его злато (или: сребро)»; есть варианты с погрудным изображением (см. рисунок) и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении. Судя по неполногласной форме слов (не Володимръ, золото), монетные мастера были болгарами. По изображению на монетах известен и княжеский знак Владимира — знаменитый трезубец, принятый в ХХ в. в качестве герба Украины. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.
Культурная политика
Времена Владимира ознаменованы началом книжной образованности на Руси — что связано с Крещением; детей насильно брали из семей и отправляли в школы. Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион. При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся уже ко времени Ярослава.