Раздробленность и нашествия монгол привело к увяданию небольших культурных центров, однако все большее количество ремесленников и других мастеров находило пристанище в крупных княжествах. Так, центрами возрождения культуры стали Новгородская и Псковская земли, которым удалось сохранить старое наследие Киевской Руси.
Крупные княжества обладали большой силой, которая позволяла оказывать все большее сопротивление монгольским захватчикам. В результате, с усилением борьбы, стали появляться памятники культуры, которые стали отражением этой борьбы. Кроме того, намечается объединение земель, что также развитию ремёсел и искусств.
Идея единства Руси и борьбы с захватчиками становится основной в культуре этого периода.
Со 2-ой половины 14 века начинается активная борьба с захватчиками, важным центром в этой борьбе становится Москва. Объединение князей вокруг Москвы также приводит к тому, что город становится и культурным центром.
Зодчество
Каменное зодчество, которое прекратило своё развитие на время нашествия начинает возрождаться. Начинается активное строительство храмов. Первым городом, который решился на восстановление после монголо-татарского ига стала Тверь, где был построен храм Преображения. Следом за Тверью начали возрождаться и другие города.
Письменность
Стремление к единению и победе над захватчиками привело к тому, что стала активно развиваться литература и письменность. Во многих княжествах стали составляться различные документы, записи и свидетельства, повествующие об этапах борьбы с монголо-татарами. Начали появляться многочисленные книги о походах, путешествиях, битвах, а также летописи событий.
Особое развитие получил жанр «хождений» - описание путешествий. Самыми яркими примерами этого жанра можно назвать книгу купца Афанасия Никитина – «Хождение за три моря» о путешествии в Индию.
Живопись
Вслед за началом строительства храмов, начинает активно развиваться живопись. Появляется собственная школа иконописи, активно используются фрески. Среди знаменитых мастеров того времени – Феофан Грек и Андрей Рублёв. Их кисти принадлежат многочисленные фрески, иконы и росписи самых прославленных соборов Руси.
К концу 15 века культура Руси находится в небывалом подъёме, активно развиваются все сферы искусства, создаются великие культурные памятники. Культура Руси окончательно оправилась от монголо-татарского нашествия и встала на путь развития и самоопределения.
Центры культуры
Раздробленность и нашествия монгол привело к увяданию небольших культурных центров, однако все большее количество ремесленников и других мастеров находило пристанище в крупных княжествах. Так, центрами возрождения культуры стали Новгородская и Псковская земли, которым удалось сохранить старое наследие Киевской Руси.
Крупные княжества обладали большой силой, которая позволяла оказывать все большее сопротивление монгольским захватчикам. В результате, с усилением борьбы, стали появляться памятники культуры, которые стали отражением этой борьбы. Кроме того, намечается объединение земель, что также развитию ремёсел и искусств.
Идея единства Руси и борьбы с захватчиками становится основной в культуре этого периода.
Со 2-ой половины 14 века начинается активная борьба с захватчиками, важным центром в этой борьбе становится Москва. Объединение князей вокруг Москвы также приводит к тому, что город становится и культурным центром.
ЗодчествоКаменное зодчество, которое прекратило своё развитие на время нашествия начинает возрождаться. Начинается активное строительство храмов. Первым городом, который решился на восстановление после монголо-татарского ига стала Тверь, где был построен храм Преображения. Следом за Тверью начали возрождаться и другие города.
ПисьменностьСтремление к единению и победе над захватчиками привело к тому, что стала активно развиваться литература и письменность. Во многих княжествах стали составляться различные документы, записи и свидетельства, повествующие об этапах борьбы с монголо-татарами. Начали появляться многочисленные книги о походах, путешествиях, битвах, а также летописи событий.
Особое развитие получил жанр «хождений» - описание путешествий. Самыми яркими примерами этого жанра можно назвать книгу купца Афанасия Никитина – «Хождение за три моря» о путешествии в Индию.
ЖивописьВслед за началом строительства храмов, начинает активно развиваться живопись. Появляется собственная школа иконописи, активно используются фрески. Среди знаменитых мастеров того времени – Феофан Грек и Андрей Рублёв. Их кисти принадлежат многочисленные фрески, иконы и росписи самых прославленных соборов Руси.
К концу 15 века культура Руси находится в небывалом подъёме, активно развиваются все сферы искусства, создаются великие культурные памятники. Культура Руси окончательно оправилась от монголо-татарского нашествия и встала на путь развития и самоопределения.