Особенно тяжёлой была участь гладиаторов — рабов, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения и удовольствия зрителей. Римляне любили эти кровавые зрелища. Толпы лишившихся земли, обнищавших и часто отчаявшихся римских граждан требовали самых грубых развлечений. «Хлеба и зрелищ!»
Для гладиаторских представлений строились огромные амфитеатры, вмещавшие десятки тысяч зрителей. Бои были театрализованы. Например, один гладиатор, изображая рыбака, вооружался трезубцем и сетью. Роль рыбы играл его противник, вооружённый мечом и маленьким щитом. На шлеме у него была прикреплена фигурка рыбы. Раненный в бою гладиатор протягивал к зрителям левую руку, моля их о пощаде. Если зрители решали сохранить ему жизнь, они поднимали кверху большой палец. Если они обращали палец вниз, раненого добивали. После трёх лет игры со смертью на арене гладиатор получал свободу.
Особенно тяжёлой была участь гладиаторов — рабов, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения и удовольствия зрителей. Римляне любили эти кровавые зрелища. Толпы лишившихся земли, обнищавших и часто отчаявшихся римских граждан требовали самых грубых развлечений. «Хлеба и зрелищ!»
Для гладиаторских представлений строились огромные амфитеатры, вмещавшие десятки тысяч зрителей. Бои были театрализованы. Например, один гладиатор, изображая рыбака, вооружался трезубцем и сетью. Роль рыбы играл его противник, вооружённый мечом и маленьким щитом. На шлеме у него была прикреплена фигурка рыбы. Раненный в бою гладиатор протягивал к зрителям левую руку, моля их о пощаде. Если зрители решали сохранить ему жизнь, они поднимали кверху большой палец. Если они обращали палец вниз, раненого добивали. После трёх лет игры со смертью на арене гладиатор получал свободу.