Храмы строят по-разному. Ведь храм говорит о Божественной Истине, открытой людям. Божественная Истина бесконечна. И о Ней можно говорить очень долго, и все-таки не выразить всего.
Поэтому устройство всякого храма выражает какую-то часть православного вероучения.
Самые древние храмы — круглые. Они появились в те времена, когда христиан преследовали. Верующим людям приходилось устраивать тайные храмы, например, выкапывать их под землей. Часто подземные храмы были в форме круга. Круг не имеет ни начала, ни конца, и выражает собой Божественную бесконечность.
Когда жестокие преследования прекратились, появились храмы прямоугольной формы, напоминающие корабль. Этот корабль или, по-славянски, ковчег — образ Церкви Христовой. Церковь человека и, подобно кораблю, несет его в будущую жизнь — в Царство Небесное.
Бывают храмы в виде Креста. Так, например, построен Свято-Духовский кафедральный Собор в Саратове.
Но чаще всего в устройстве храма можно рассмотреть несколько фигур. Многие старинные русские храмы строились так: на четвероугольном главном храмовом здании располагался круглый или восьмиугольный "барабан", наверху которого помещался купол с крестом. Эта конструкция у русских церковных архитекторов называлась "восьмерик на четверике". Восьмиугольник, так же, как и круг,— образ вечной жизни. Четырехугольное здание изображает всю вселенную. "Восьмерик на четверике" говорит о будущем видимого мира, который Бог ведет к вечности.
"Восьмерик на четверике" можно увидеть в устройстве Свято-Троицкого Собора в Саратове, построенного в XVII-XVIII веках
Храмы строят по-разному. Ведь храм говорит о Божественной Истине, открытой людям. Божественная Истина бесконечна. И о Ней можно говорить очень долго, и все-таки не выразить всего.
Поэтому устройство всякого храма выражает какую-то часть православного вероучения.
Самые древние храмы — круглые. Они появились в те времена, когда христиан преследовали. Верующим людям приходилось устраивать тайные храмы, например, выкапывать их под землей. Часто подземные храмы были в форме круга. Круг не имеет ни начала, ни конца, и выражает собой Божественную бесконечность.
Когда жестокие преследования прекратились, появились храмы прямоугольной формы, напоминающие корабль. Этот корабль или, по-славянски, ковчег — образ Церкви Христовой. Церковь человека и, подобно кораблю, несет его в будущую жизнь — в Царство Небесное.
Бывают храмы в виде Креста. Так, например, построен Свято-Духовский кафедральный Собор в Саратове.
Но чаще всего в устройстве храма можно рассмотреть несколько фигур. Многие старинные русские храмы строились так: на четвероугольном главном храмовом здании располагался круглый или восьмиугольный "барабан", наверху которого помещался купол с крестом. Эта конструкция у русских церковных архитекторов называлась "восьмерик на четверике". Восьмиугольник, так же, как и круг,— образ вечной жизни. Четырехугольное здание изображает всю вселенную. "Восьмерик на четверике" говорит о будущем видимого мира, который Бог ведет к вечности.
"Восьмерик на четверике" можно увидеть в устройстве Свято-Троицкого Собора в Саратове, построенного в XVII-XVIII веках